ОБЩЕСТВО ОТКРЫТОЕ И ЗАКРЫТОЕ - сроки впервые предложены А. Бергсоном и введенные К. Поппером для характеристики социально-полит. систем, присущих разным обществам на тех или иных этапах истор. развития. Открытое общество понимается как общество творческое и динамическое, основанное на идеях либерального плюрализма, пластическое относительно самых разнообразных изменений и воздействий, пропитано духом индивидуальной инициативы, рационального постижения мира, критики и самокритики. Противопоставляется закрытому обществу как пораженному стагнацией, авторитаризмом, доведенным до магических форм догматизмом, а также явным преобладанием социально-массового над индивидуальным. Этот контрапункт является лейтмотивним для филос.-истор. построений К. Поппера. Развитие современной цивилизации, начатый, по его мнению, "греческой революцией" V - IV вв. до н. э., доказывает преимущества и перспективность открытых обществ (вроде древних Афин или современных зап. демократий) относительно закрытых (вроде Спарты, царской России, фашистской Германии или СССР времен сталинизма). В современных условиях, когда "марксист, штурм", как отмечает К. Поппер в послесловии к рус. издание 1992 г. книги "Открытое общество и его враги", потерпел крах, возникли предпосылки для глобального истор. движения в направлении открытого общества.
К основным положениям предыдущей универсалистской программы этого движения он относит следующие: укрепление свободы и осознание ответственности, что вытекает из нее; мир во всем мире; борьба с бедностью, демогр. взрывом; обучение не насилию. Концепция С. в. и с., выражена, в частности, и в приведенных положениях программы перехода к открытому обществу в планетарном масштабе, в целом играет конструктивную роль в тех позитивных культурно-истор. и социально-полит. сдвигах, которые очерчиваются в современном обществе. Однако потенциал этой концепции остается в значительной степени не только нереализованным, но и даже невостребованным вследствие как трудности операционализации ее узловых, весьма абстрактных и эсеистично изложенных понятий, так и определенной заидеологизированности позиций автора.