Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ - междисциплинарное понятие, которое стало центральным для социологии, но так и не вступило в общ. принятой интерпретации. Его основные определения - разные, а иногда и противоположные по смыслу. В пределах одних соціол. концептуализаций С. с. трактуют как нечто идеальное, в других - как "материальное", доступное непосредственному наблюдению. Представление о структуре как совокупность мировоззренческих и культурных бинарных оппозиций имеет источником поздние труды Е. Дюркгейма и отражение в исследованиях К. Леви-Стросса, По мнению последнего, понятие С. с. относится не к реальности, а несознательных интеллектуальных и культурно-истор. моделей, которые организуют поведение индивидов и групп. Мягкой версии того же подхода является интерпретация структуры как совокупности ценностей и норм, которую легко найти в Е. Дюркгейма в виде коллективных представлений, в сравнительно завершенном виде - в теорет. наследии Т. Парсонса, а в современных исследованиях - в Е. Гідденса, в его концепции структуры как "правил и ресурсов".

Несколько иной ракурс предложено британской культурной антропологией. Здесь С. с. традиционно рассматривается как нечто реальное - в виде отношений, связывающих различные элементы целого. Такие отношения образуют взаимно связанные конфигурации, или сетки, в пределах которых текут разнообразные ресурсы и в узлах которых находятся социальные агенты (индивиды, организации, даже ин-ты), Для их изучения были созданы метод, процедуры, которыми широко пользуются и в социологии.

В марксизме С. с. рассматривается как совокупность социальных общностей - классов, слоев, групп, социально-демогр. категорий и отношений между ними. К. Дэвис и В. Мур в функциональной теории стратификации толковали структуру как структуру неравенства позиций, отличающихся требованиями к квалификации и компетентности претендентов от их заверений, а потому и вознаграждениями, вмонтированными в эти позиции. В класс, версии структурного функционализма Т. Парсонса С. с. образует совокупность взаимодействий между двумя агентами, для описания которой достаточно понятий "статус" и "роль". Он, кроме того, настаивал на том, что критерии стратификации, а значит, критерии идентификации индивидов и групп, как и основу для само - идентификации, уже задает доминирующий в данном обществе социальный ин-т. В 70 - 80-х гг. осознается факт, что наряду с ин-тами й группами все большее значение в регулировании действий и взаимодействий в С. с. приобретают организации.

Между элементами С. с. есть два основных типа отношений: обмена (эквивалентного и неэквивалентного, симметричного и несимметричного) и доминирование (господство - подчинение). Изучая традиционные общества, К. Леви-Стросс констатировал, что обмен женщинами (невестами) является предпосылкой и результатом воспроизводства социальной структуры как структуры родства. Социальную мобильность также можно трактовать как своеобразный обмен между группами и слоями. Концептуализация социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау, сторонники анализа сеток в социологии уточняют предметную и прагматическую значимость практик обмена в организации и поддержании взаимодействия между различными частями социального целого. Анализ отношений доминирования ведется в пределах конфліктол. версии современного соціол. мышления и представления.

Таким образом, в структуру социологии трактуют как нечто інваріантне, стабильное, а также надіндивідуальне, безличное - это некое "строение", "конструкция" общества. Структура, кроме того, направляет течение социальных процессов и действия людей, она поставляет объяснительные схемы и контексты понимания, но сама не способна меняться быстро и в короткое время. Три утверждения характеризуют онтол. и гносеол. статусы понятие С. с. Во-первых, структура существует до и независимо от индивидов и групп. При этом безразлично - интерпретируется она как идеальное образование ("социальные правила и ресурсы" Е. Гідденса) или материальное ("позиции" в в-ве благ, как их понимают в марксизме, и "позиции" как "взносы" в выживания общества в функционализме, как "сетки"). Во-вторых, структура не только дана или задана, она предопределяет формы сусп. жизни, поддерживает их, оформляет, соединяет и согласовывает - она порождающий и предписывающий принцип всех видов индивидуального и коллективного поведения; каждый действующий член сообществ и общностей вынужден к ней приспосабливаться; в отношении отдельного человека структура является условием воспроизводства ею своей социальной идентичности. В-третьих, структура есть объяснительный принцип, из нее все выводится, но к ней все и редуцируется, то есть действия социальных акторов объясняются также подчиненностью их действующим правилам неравного распределения ограниченных ресурсов.