Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ПТИЦЫ

 

УРОК № 47

 

Тема. Размножение и развитие птиц.

Цель: ознакомить учащихся с особенностями размножения и развития птиц.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать размножение и развитие птиц.

Базовые понятия и термины: птицы, размножение, развитие.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

Iэтап .Організаційний

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Которые птицы называются гнездовыми?

III.Вивчення нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Размножение птиц

В период размножение птиц строят гнезда. Гнезда птиц, как и места их строительство, очень разнообразны. Например, гнезда рябчика, тетерева представляют собой неглубокую ямку, выстланную несколькими прутиками и сухими листьями. Сложнее гнездо у вороны, сороки и грача. Они делают гнезда на деревьях из тонких веточек. Сороки строят гнезда с крышей, а внутреннюю их часть вываливают глиной.

Гнезда дроздов, зябликов, камышовок похожи на глубокую чашу с толстыми и крепкими стенками. Художественные шаровидные и в виде рукавицы гнезда строят кропив'яник и синица-ремез. Дятлы выдалбливают в деревьях дупла и откладывают в них яйца на древесную труху. В старых дуплах дятлов поселяются некоторые виды синиц, мухоловки и другие гнездовые птицы. Лишь некоторые птицы не строят гнезд, как, например, обыкновенная кукушка. Самка откладывает 10-12 яиц (по одному) в гнезда насекомоядных птиц. Кукушонок, что вылупилось из яйца, выбрасывает из гнезда яйца и птенцов своих приемных родителей.

Строительство гнезда имеет большое значение в выведении потомства. В гнезде отложенные яйца не раскатываются и находятся под птицей, что их высиживает. Во время высиживания яиц в гнезде поддерживается необходимая температура и влажность. Размещены высоко над землей и в других малодоступных местах гнезда защищают яйца, птенцов и птицы, которая высиживает, от врагов.

Как и в других позвоночных животных, у птиц в полости тела являются половые железы: у самцов - семенники, у самок - яичники. Яичники птиц парные. Но у них (за редким исключением) функционирует только левый яичник. Правый яичник, как правило, недоразвитый. Яйца в яичнике созревают не одновременно. По мере созревания они поступают в яйцевод, в котором происходит их оплодотворение. Стенки яйцевода богатые железами. Минуя их, яйца покрываются толстым слоем белка и других оболочек.

Собственно яйцом считается желток, покрытый снаружи желтковой оболочкой. В отложенном заплідненому яйце на обращенном кверху стороне желтка находится зародышевый диск. Он имеет вид светлой крапинки и состоит из клеток, образовавшихся при делении ядра оплодотворенного яйца и активной части цитоплазмы. До оболочки желтка прикрепляются канатики, состоящие из густого белка. Поэтому он будто подвешенный на канатиках и находится в середине яйца. Нижняя часть желтка тяжелее. В связи с этим зародышевый диск всегда обращен кверху. Желток состоит из большого количества необходимых для развития зародыша питательных веществ и воды.

Расположен вокруг желтка толстый слой белка ограничен підшкаралупною оболочкой, состоит из двух слоев, которые отходят друг от друга в тупом конце яйца и образуют воздушную камеру. Белок охраняет собственное яйцо (желток) от механических повреждений, резких толчков и служит основным источником воды, необходимой зародыше, что развивается.

Снаружи яйцо покрыто известковой оболочкой - скорлупой, пронизана мелкими порами. Особенно много пор на тупом стороне яйца. Через поры осуществляется газообмен между зародышем, что развивается, и внешней средой. Известковая скорлупа имеет защитное значение. Во время развития зародыша она частично расходуется на образование его скелета. Снаружи скорлупа покрыта тончайшей надшкаралуповою оболочкой, защищает яйцо от проникновения микробов. Яйца птиц разные по окраске, формой и величиной.

2. Развитие птиц

Развитие зародыша в яйце происходит только при высокой температуре (свыше 3.9 °С) и определенной влажности. Эти условия создаются птицами во время высиживания ими яиц.

Зародыш птицы развивается быстро, уже на вторые-третьи сутки высиживание в нем закладываются зачатки кровеносной и нервной систем, органы зрения, часть кишечнике. На третьи сутки развития у зародыша в области шеи появляются жаберные щели, наличие которых указывает на то, что далекие предки птиц имели жабры. В этот пйріод передние конечности зародыша по форме похожи на задние. Заметный длинный хвост. Примерно до конца пятой эпохи развития зародыш приобретает птичьи черты строения. К концу развития птенца заполняет всю полость яйца, просовывает клюв в воздушную камеру и первый раз вдыхает воздух. С помощью рогового бугорка на конце клюва птенец пробивает скорлупу и выходит наружу.

Существуют различные типы развития птенцов. У одних птиц, например голубей и скворцов, птенцы обсыпаются из яиц беспомощными, слепыми, голыми или с редким пухом. Родители приносят им пищу, согревают своим телом, охраняют от врагов. В первые дни голуби кормят своих детенышей особым «молочком», что отрыгивают из зоба. Птиц, у которых выводятся беспомощные птенцы, называют нагніздними.

В других птиц, например тетеревов, глухарей, перепелов, уток, птенцы из яиц выходят зрячими, покрытыми пухом. Обсохнувши, они могут следовать за родителями и питаться самостоятельно. Таких птиц называют выводковыми.

Нагніздні птицы откладывают, как правило, меньше яиц, чем выводковые. Они не могут выкормить большое количество птенцов.

После выведения и выкармливания птенцов птицы линяют. У большинства видов перьев меняется постепенно, а в некоторых (уток, лебедей, гусей) сразу выпадает все маховые перья. В этот период они не могут летать и несколько недель прячутся в прибрежных зарослях растений.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунками на с. 201-202, знакомясь с особенностями размножения и развития птиц. Затем они читают текст на с. 201-202. Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 3-5 на с. 202.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 68-69].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики выполняют задание 6 на е. 202.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 45, ответить на вопросы после 7 параграфа на с. 202.

В тетради [3, с. 68-69] выполнить задание.