Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

6.6. Работа со словарями

Программы средней школы предусматривают работу со словарями как неотъемлемый компонент обогащения лексического запаса учащихся. Словари все больше становятся важными справочниками, помогающие учащимся уточнить значение и происхождение слова, его произношение и правописание, перевод с украинского языка на русский и наоборот, принадлежность к синонимического ряда и т.п.

Украинская лексикография обогатилась рядом словарей, с которыми необходимо ознакомить учащихся. Это прежде всего "Словарь украинского языка" (К., Наукова думка, 1971 - 1981) в 11 томах, "Краткий толковый словарь" (К, Советская школа, 1978), "Орфографический словарь украинского языка" (К., Научная мысль, 1999), "Орфоэпический словарь" (К, Советская школа, 1984), "Словарь синонимов" (К, Наукова думка, 1999) в 2 томах, "Словарь иноязычных слов" (УСЭ, 1974) и др. Хорошо ознакомить детей с основными типами словарей - энциклопедическим и лингвистическими, научить пользоваться ими.

В практической работе учащиеся обращаются в основном к лингвистических словарей, с которыми работают на уроках и дома, выполняя разнообразные задания.

Обучение детей пользоваться толковым словарем начинается с уроков лексикологии в 5 классе и продолжается в последующих. Смысл этой работы - дать сведения о толковый словарь и словарную статью, пометки, используемые в словарных статьях.

Ознакомление с толковым словарем происходит в 5 классе на специальном уроке, посвященном изучению значения слова. Ученики узнают о том, что объяснение значений слов подается в толковых словарях, состоящие из отдельных статей, размещенных в алфавитном порядке. Словарная статья состоит из заголовка объяснимого слова, на котором стоит ударение, грамматические пометок, толкование значения слова, примеров на употребление слова в речи.

Для закрепления знаний учащихся о толковый словарь предлагаем ряд упражнений: 1) отыскать слово в словаре и прочитать словарную статью; 2) прочитать части словарной статьи; 3) выяснить новые сведения о анализируемое слово; 4) сравнить собственное толкование слова с тем, что представлено в словаре.

Изучая лексические понятия, дети пользуются толковым словарем для ознакомление с различными признаками слова (многозначностью, синонімією, отношением к того или иного лексического слоя и т.п.). Ученики узнают о стилистических пометки в словаре и учатся их распознавать.

Недостаточное количество толковых словарей затрудняет использование их в школьной практике. Но несмотря на это, можно организовать работу так, что каждый ученик научится им пользоваться. На одном из уроков стоит ознакомить учащихся с построением словаря. Поскольку ученики уже знают порядок размещения эли в в словаре, концентрируем их внимание на том, что часто слово имеет несколько значений, и следовательно, надо выбрать то значение, которое больше подходит по смыслу.

Такая же работа проводится с переводимым русско-украинским словарем в школах с русским языком преподавания. Перевод применяем для объяснения различия в написании отдельных слов на русском и украинском языках, а через это связываем его с изучением таких тем: "Правила употребления мягкого знака", "Упрощение в группах согласных", "Склонение и написания количественных числительных" и др.

В 5 классе следует ознакомить учащихся с этимологическим и, похоже, устоявшимся фразеологическим словарем В этом же классе дети работают со словарем иноязычных слов.

Навыки применения словарей совершенствуются на уроках української мови в следующих классах и на уроках других предметов.