6.5. Работа над словом на уроках литературы и других предметов
Существенную роль в лексической работе должны сыграть уроки литературы, на которых
учитель выясняет значение слова в тексте художественного произведения, показывает зависимость
использование тех или иных лексических единиц от темы и идеи произведения, убеждений
автора и обучает детей на лучших образцах умению отбирать слова, использовать
их в собственной речи.
Анализируя отрывок художественного твору, его язык или даже особенности языкового стиля писателя,
можно дать такие задания, как: толкование слова, выяснения его оттенков,
показ целесообразного употребления слова в определенном тексте, его стилистической
мотивированности и совместимости с общим направлением художественного произведения.
Словарная работа на уроках литературы является важным средством осуществления
межпредметных связей.
Проблема обогащения словарного запаса учащихся должна решаться всеми
учителями. Это рекомендуют и единые требования к грамотного письма и культуры
речи учащихся. Бледные, медленные, нечеткие ответы учащихся на уроках разных
предметов легко объясняются общей бедностью их словарного запаса и
отсутствием того запаса слов, необходимый для изложения материала по данному
предмета.
Учителя должны много внимания уделять словарной работе, выяснению
слов-терминов той области науки, которую они преподают. Формированию навыков
свободного владения историческим, математическим и другими группами терминологической
лексики способствует не только словарная работа на уроках, но и чтение специальной
литературы, беседы советы учителей, ознакомление учащихся с терминологическими
словарями.