Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 4

РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СОБСТВЕННЫМ УМОМ

Клод Анри Гельвеций

(1715-1771)

«Страдания народов можно объяснить несовершенством их законов, и, соответственно, их незнанием определенных моральных истин»



Выдающийся французский философ-материалист, один из прямых идеологов французской буржуазии родился в Париже в семье придворного врача. После окончания иезуитского колледжа и самостоятельной работы в г. Кан, Гольбах получает должность генерального откупщика, которая дала ему возможность стать весьма обеспеченным и влиятельным человеком и одновременно непосредственно ознакомиться со всеми противоречиями тогдашнего общества, заставила замиє литься над перспективами социально-политических изменений, которые приближались. Именно на этой основе философ знакомится и сближается с такими мыслителями, как Монтескье и Вольтер, под влиянием которых (особенно Вольтера) берется за перо и дарит миру свои первые произведения: «О любви к знанию», «удовольствие». «О невежество и лень ума», «О ремеслах» и т.д.

Высокая правительственная должность Гельвеция отнюдь не привлекала. Его тянуло в науку и философию. Философ входит в кружок мыслителей, которые объединились вокруг Дидро и Гольбаха, вільнодумствує, пишет книгу «О разуме», направленную против феодальных порядков, религии и католической церкви. Разумеется, в те времена со стороны духовенства книга вызвала ненависть к автору, бона была сожжена и запрещена властями.

Философ, между тем, идет своим путем дальше. Он издает книгу «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», где разворачивает те же самые мысли, но уже более последовательно и доказательно. Противостояние мыслителя с духовной и светской властью углубляется.

Суть этого противостояния определяют три взаимосвязанных направления философских размышлений Гельвеция:

- во-первых, отрицание положения о бессмертии души и обоснование вывода о зависимости психической жизни человека от его природной организации;

- во-вторых, утверждение чувственного познания как основы и исходной основы всякого познания вообще. («Все, что недоступно чувствам, - утверждает философ, - недостижимо и для ума»);

- в-третьих, обоснование идеи зависимости человека от условий социальной среды, решающей роли среды в развитии психических, моральных и др. характеристик человека. Гельвеций утверждал, что общественная среда, в свою очередь, создается существующим законодательством. «Законы делают все», - заявляет он. А законодательство определяется господствующими в обществе идеями. Гельвеций разделяет идеи на полезные, вредные и безразличные. Люди действуют согласно полезными, выгодными им идеями. Сокровенная причина общественного развития, считал философ, укоренившаяся в интересе и себялюбии. Отсюда он делает вывод, что создание справедливого общественного строя возможно лишь при условии верно понятного себялюбия, сочетание индивидуального интереса с общественным. Капиталистическое общество, утверждается, создает условия для такого сочетания: отношения между «работником» и «работодателем» Гельвеций трактовал как вполне моральные, как отношения «взаимных услуг», «взаимного использования» труда и капитала. На этой основе философ создает теорию полезности, направленную, с одной стороны, на развенчание религиозных и этических идей, которые оправдывали феодальные отношения, с другой - на обоснование отношений, которые складывались в процессе первоначального накопления капитала.

Частную собственность Гельвеций считал неделимым, священным правом человека. Принцип имущественного равенства он считал не только невыполнимым, но и вредоносным, угрожающим как для общества, так и для человека. Люди могут быть равными в своих интеллектуальных и моральных способностях. Именно поэтому, они должны быть равными перед законом и не более. Во всех же других измерениях Гельвеций отстаивал индивидуализм и разумное стремление человека к счастью, которое может быть достигнутое в обществе, возглавляемом «просвещенным монархом».

Философские взгляды Гельвеция развивались в общем русле идей Просвещения. Природу он понимал как совокупность материальных тел, которые создаются путем объединения-разъединения атомов; природе присущи пространственно-временные характеристики, а также движение и причинность.

Духовный мир человека, за Гельвецієм, подчинен закону интереса. Люди по своей природе - эгоисты. Но в их личных интересах - считаться с общественными интересами, придерживаться принципа разумного эгоизма, действовать в интересах государства, народа.

Люди не рождаются ни злыми, ни добрыми. Такими их делают социальная среда и воспитание. К сожалению, рассуждал философ, религиозное воспитание противоречит природе человека, а потому и искажает ее. Гельвеций развенчивал святость служителей куль ту, показывал их беспринципность, моральную распущенность.

Моральные недостатки имеют своей причиной порочный законодательство. Конечным выводом такого объяснения человеческого общества было положение: «мнения правят миром». Требование изменить среду означала лишь требование заменить феодальные порядки буржуазными. Идеалом Гельвеция был благоденствуючий буржуа с его принципом личной пользы; этот буржуа не от того, чтобы способствовать общественному благу, но не в ущерб себе, своим личным интересам. Гельвеций отстаивал принцип частной собственности, он был лишь против слишком резкого имущественного неравенства.

Критика Гельвецієм политического устройства и законодательства феодального общества имела прогрессивный для того времени характер. Главное произведение Гельвеция - «Об уме» (1758) - принадлежит к числу блестящих, талантливых произведений философской и атеистической мысли XVIII в. Это был, по словам Дидро, «здоровенный удар дубиной по пересудах всех родов». Как уже отмечалось, реакция осудила книгу на сожжение за нарушение «основ христианской веры».

Дополнительная литература:

Воронцын И. Клод Анри Гельвеций. - M.-Л., 1926. Момджян Х.Г. Философия Гельвеция. - М., 1955. Длугач Т. Б. Подвиг здравому смысла. - М., 1995.