Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

СПОСОБНОСТИ

Развитие способностей

В настоящее время перед обществом остро стоит проблема выявления закономерностей и механизмов формирования и развития способностей. Это предъявляет соответствующие требования к психологии.

Природную основу развития способностей составляют задатки - врожденные анатомом физиологические особенности нервной системы и мозга, которые проявляются в типологических особенностях человека. Однако задатки являются лишь предпосылкой способностей. Только своевременное проявление и развитие задатков человека через воспитание предопределяет формирование у него способностей. Для этого чаще всего применяют систематические тренировки, которые предусматривают активное включение в деятельность.

Первым признаком зарождения способностей является наклон - устойчивая ориентированность индивида на определенную деятельность, которой он хочет заниматься. Настоящий наклон наряду с тяготением к деятельности предопределяет быстрое достижение высоких результатов. Неверный наклон, в отличие от настоящего, может проявляться в созерцательном отношении к чему-либо, несмотря на активное увлечение, дает посредственные результаты.

Кроме задатков, важное значение для развития способностей имеет учет в воспитательном процессе сенситивных периодов формирования функций. Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к определенным воспитательных воздействий, к усвоению тех или иных видов деятельности. Например, в возрасте 2-3 лет ребенок интенсивно овладевает языком окружения, которая впоследствии становится для нее родной. Важно подчеркнуть, что периоды особой готовности к овладению определенными видами деятельности рано или поздно заканчиваются. Если ту или иную функцию не было развито в сензитивний период, то впоследствии ее развитие окажется затруднительным, а то и вовсе невозможным. Именно поэтому, люди, которые стремятся выучить иностранный язык во взрослом возрасте, прилагают много усилий, но почти никогда не владеют им лучше, чем на родном.

Специфическим видом развития способностей личности является ее психологическая подготовка к тому или иному виду деятельности. Например, психологическая готовность личности к профессиональной деятельности предполагает сформированность у нее знаний и умений по специальности, а также определенных моральных и эмоционально-волевых свойств.

Качественный анализ способностей направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые являются необходимыми для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности. Количественные измерения способностей характеризуют меру их наличия.

Для оценки уровня развития способностей достаточно широко используют разнообразные тесты (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности и др). Исследование конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяют выделить общие свойства индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности (например, интеллект), а также специальные свойства, отвечающие более узкому кругу требований конкретной деятельности (специальные способности). Учет уровня развития способностей при выборе профессии и в подборе кадров способствует повышению эффективности деятельности человека и степени ее удовлетворенности результатами своей деятельности.



Контрольные вопросы:

• Что представляют собой способности?

• Какая взаимосвязь задатков и способностей?

• Какие уровни способностей Вы знаете?

• В чем проявляются общие способности?

• В чем проявляются специальные способности?

• На какие виды делятся способности?

• Каковы особенности развития способностей?

Литература:

Айзенк Г. Проверьте ваши способности / Пер. с англ. - М.: Мир, 1972. Барков В. И., Тютюнников A. M. Как определить творческие способности ребенка. - К.: Украина, 1991. Видинеев Н. В. Природа интеллектуальных способностей человека. - М.: Мысль, 1989. Гильбух Ю. С. Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика И Пер. с рус. - К.: ВІПОЛ, 1993.

Голубева Е. А. Комплексное исследование способностей // Вопр. психологии. - 1986. - №5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - М.: Лантерна: Вита, 1995. Максименко С. Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. - К.: Форум, 2002. Основы психологии / под общ. ред. О. В. Киричука, В. А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003. Психология: Учебник / под ред. Ю. Л. Трофимова, 3-е изд. - К.: Лыбидь, 2001.