Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Раздел 11.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

 

Ключевые термины: государственный кредит, государственные займы, облигации государственных займов, казначейские обязательства, государственный долг, текущий государственный долг, капитальный государственный долг, внутренний государственный долг, внешний государственный долг, управление государственным кредиту, управления государственным долгом, конверсия государственного долга, консолидация государственных займов, унификация государственных займов, отсрочка погашения государственного долга, аннулирования долгов, рефинансирование государственного долга, коэффициент обслуживание государственного долга, эффективность государственных кредитных операций.

 

После изучения этой темы вы будете знать и понимать:

 

- Что такое "государственный кредит" и в чем его отличия от банковского кредита.

- Формы государственного кредита.

Связь государственного кредита с бюджетным дефицитом.

- На каких условиях осуществляется выпуск государственных облигаций.

- Каким образом государственный долг влияет на финансовую безопасность государства.

- Какие существуют методы управления государственным долгом.

 

11.1. Экономическая сущность и роль государственного кредита

 

Государственный кредит представляет собой довольно специфическое звено государственных финансов. Он не имеет ни отдельного финансового фонда (средства, мобилизуемые с его помощью, проходят, как правило, через бюджет), ни олицетворяемого органа управления. Вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и поэтому выделяется в отдельное звено.

Государственный кредит по своей экономической сущности - это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Основная классическая форма государственно-кредитных отношений, когда государство выступает заемщиком средств. При этом с помощью государственного кредита привлекаются свободные финансовые ресурсы юридических и физических лиц, которые используются для удовлетворения государственных нужд.

Будучи кредитором, государство за счет средств бюджета предоставляет на платной основе при условии обязательного возврата кредиты юридическим и физическим лицам. Объем таких операций значительно меньше, чем при предыдущей форме.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых на себя физическими или юридическими лицами, оно является гарантом (условный государственный кредит). Поскольку государственные гарантии, как правило, распространяются на недостаточно надежных заемщиков, то они приводят к росту расходов из централизованных денежных фондов. В сфере международных экономических отношений государство может выступать как в роли заемщика, так и кредитора.

Как экономическая категория государственный кредит сочетает в себе финансовые и кредитные отношения. Как звено финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит является возвратным, срочным и платным. Вместе с тем, между государственным и банковским кредитом, как классической формой кредитных отношений, существуют существенные различия.

Банковский ссудный фонд используется для кредитования предприятий с целью обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Кредиты могут получать и частные лица. Отличительной чертой банковского кредитование субъектов хозяйствования является производительное использование ссудного фонда (или с целью развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов за счет увеличения стоимости дополнительного продукта

Когда же речь идет о государственном кредит, то полученные через государственную взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они используются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

Государственный кредит - это отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. В сферу государственно-кредитных отношений поступают часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные средства населения и предприятий, однако при определенных условиях население и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита становятся средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий. В условиях тоталитарной системы управления подобное ограничение текущих потребностей может происходить и по принуждению государства.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий и организаций - это одна сторона государственно-кредитных отношений. Другой их стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг. Даже если предположить невозможно, что контингент налогоплательщиков совпадает с контингентом владельцев ценных бумаг, то и в этом случае будут наблюдаться структурные различия: размер налогов, которые вносит в бюджет каждый владелец ценных бумаг, не совпадает с величиной получаемых им доходов от государственно-кредитных операций. Это означает, что и другая сторона государственно-кредитных отношений имеет перерозподільний характер.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовольствие за счет бюджетных фондов. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств требует и международная деятельность государства. Однако доходы государственного бюджета всегда ограничены. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к государственного кредита. Как правило, государственные заимствования осуществляются тогда, когда исчерпаны другие источники формирования доходов государства или когда целесообразно ограничить уровень налогообложения.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с валютными приемами (например, эмиссии денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Назначение государственного кредита проявляется прежде всего в том, что он является средством мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизованные финансовые ресурсы используются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. В случае положительного бюджетного сальдо мобилизованные с помощью государственного кредита средства используются непосредственно для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может стать важным фактором ускорения социально-экономического развития государства.

Государственный кредит является также источником увеличение доходов владельцев ценных бумаг, что достигается через выплату процентов и выигрышей по государственным займам.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита обеспечивается формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возврата. Будучи заемщиком государство

мобилизует дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита и занимают второе место (после налогов) в формировании доходов бюджета.

Сущность регулирующей функции государственного кредита проявляется в том, что вступая в кредитные отношения государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

Государство регулирует денежное обращение, размещая облигации государственного займа среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансированы производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирование расходов на выплату заработной платы, например учителям, врачам, количество наличной денежной массы в обращении останется неизменной, хотя возможна изменение структуры платежеспособного спроса.

Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на заемные ресурсы и тем самым способствует росту цены на кредит. Чем выше спрос на свободные средства со стороны государства, тем выше будет, при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим будет для предпринимателей банковский кредит. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Как кредитор и гарант государство может положительно воздействовать на производство и занятость. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных отраслях, где имеет место спад, через гарантирование государством погашения кредитов, предоставленных банками в соответствии с государственных программ. Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным малым предприятиям в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные страховые компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Этим поощряется освоение новых рынков сбыта национальной продукции. Большое значение в стимулировании развития производства и занятости имеют кредиты, предоставляемые государством за счет бюджетов или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие соответствующих регионов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

Контрольная функция государственного кредита органично переплетается с контрольной функцией финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

1) эта функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку государственный кредит предполагает возврат полученных средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными учреждениями.

Контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.