Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ

 

Урок № 48

УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ № 17. КОНСПЕКТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СЖАТОГО ПЕРЕВОДА ВЫСКАЗЫВАНИЙ, КОТОРЫЕ ВОСПРИНИМАЮТСЯ НА СЛУХ

 

Цель: закрепить знания учащихся о видах самостоятельной работы с текстом, совершенствовать умение составлять конспект как разновидность сжатого пересказа, умение работать с толковым словарем; развивать умение воспринимать текст на слух, мовленнєво-коммуникативные умения проводить содержательно-композиционный и языковой анализ текста публицистического стиля; воспитывать уважительное отношение к книге как сокровищнице знаний.

Тип урока: урок развития речевых умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока

 

III. Актуализация понятий мовленнєвознавчих

Блиц-опрос

► Сформулируйте правильное определение понятий.

Виды самостоятельной работы с текстом: ...

План это ...

Тезисы - это вид самостоятельной работы с текстом, ...

Тематические выписки - это...

Конспект - это...

Исследования-моделирование

► Сформулируйте определение публицистического стиля с целью использования:

а) в научной статье;

б) в объяснении на уроке учащимся 5-6-х Классов.

 

IV. Выполнение системы практических задач исследовательского характера, направленных на развитие коммуникативных умений

Лексическая работа (в парах)

► Найдите значение слов в толковом словаре. Составьте одно предложение со всеми приведенными словами.

Воспринимать - постигать умом смысл чего-либо, обдумывать что-то, осознавать.

Понимать, воспринимать, постигать умом, осознавать идею, содержание, значение чего-нибудь.

Усваивать - понять, изучать что-то.

Воспринимая высказывания на слух, надо учиться не только понимать, но и усваивать его.

Исследования-анализ готового конспекта

► Прослушайте внимательно текст.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭРА

Книги... Толще и тоньше тома, с рисунками и без них, пожелтевшие от времени и только что изданные, которые еще пахнут типографской краской... Нет, не зря говорил в свое время великий Гессен цро магию книги, воспевал ее в течение всей своей жизни.

Еще недавно святость и бессмертие книги не подлежали никаким сомнениям. И даже тогда, когда расцвет компьютерной эры уже был очевидным, книжку с триумфом продолжали расхваливать как самый удобный, мобильный, надежный и компактный способ хранения информации.

Однако с течением времени встал вопрос: а не устаревшая книга в наш век персональных компьютеров, глобальных сетей и гипертекстов? Сохранила она в себе определенный потенциал для противостояния натиску компьютерных технологий? И, наконец, не пора совсем отказаться от выпуска книжной продукции и перейти на «электронно-издательскую деятельность»?

Ведь с точки зрения человека информационной эпохи, книга - это определенная совокупность знаний, сведений. При этом абсолютно не важно, какого плана эта информация: справочного, учебного или духовного. Конечно, нельзя не учитывать упомянутую выше магию книги с ее эстетической ценностью именно как объекта культуры. Однако, как утверждают скептики, важность книги в наше время теряется по сравнению с возможностями компьютерных технологий. Срок жизни таких книг - более месяц-два, после чего им суждено кануть в небытие.

Вторая проблема - проблема места. Мало кто из современных жителей Земли может маги дома все те книги, которые он считает нужными. В конце концов они могут выжить своего хозяина из квартиры.

Третья проблема - экологическая. Задумывались ли вы когда - нибудь, сколько деревьев полегло, чтобы дать жизнь какому-то новому роману? Не преступление уничтожать зеленые легкие нашей планеты?

Четвертая проблема - проблема поиска. По данным статистики, современный человек читает в основном так называемую «практическую литературу»: гражданский кодекс, сборник кулинарных рецептов, телефонный справочник и т.д. А попробуйте найти нужную вам информацию в толстом томе! К тому же книга не всегда физически способна представить интересное для вас явление в тесной взаимосвязи с другими, что с легкостью удается сделать средствами компьютерной технологии. Также информация просто обязана регулярно обновляться, что практически невозможно при использовании книжной технологии.

Итак, основу экспансии на книжный рынок был заложен в 1969 году. Именно тогда благодаря Теду Нельсону на свет появилась революционная идея гипертекста, что вскоре была связана с другой статьей, в которой подробно раскрывалось содержание этого термина. Так родилась идея информационной сети, которая удачно реализовалась в конце восьмидесятых годов двадцатого века в виде Интернета.

Далее встала проблема объединить в одном пространстве информационные ресурсы видео, аудио и текста. Это сделано средствами мульти - медиа. Плата же за использование мультимедиа была очень дорогой: для сохранения мультимедийных данных нужны были большие емкости. Поэтому специально создан лазерный компакт-диск большой емкости, который вмещает до 670 мегабайт данных.

До конца восьмидесятых годов гипертекст и мультимедиа играли уже существенную роль на мировом информационном рынке. Осталось только объединить их, чтобы на свет появилась мультимедийная энциклопедия (В. Леонтьев).

► Ознакомьтесь с конспектом этого текста (на карточках). Проанализируйте составленный конспект: все главные мысли текста отражены, сохранены язык текста, логика изложения; какие ошибки допущены.

 

Карты

КОНСПЕКТ СТАТЬИ. ЛЕОНТЬЕВА «КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭРА»

Недаром в свое время большой Гессен говорил о магии книги, воспевал ее всю жизнь. Однако встал вопрос: не устаревшая книга в наш век персональных компьютеров? Не пора совсем отказаться от выпуска книжной продукции? Еще недавно святость и бессмертие книги не подлежали сомнению. Однако важность книги в наше время теряется по сравнению с возможностями компьютерных технологий. Вторая проблема - проблема места, потому что мало кто может иметь дома все те книжки, которые ему нужны. Третья проблема - экологическая, потому что много деревьев полегло, чтобы дать жизнь какому-то роману. Четвертая проблема - проблема поиска, ибо трудно найти в толстом томе нужную вам информацию. Также информация просто обязана постоянно обновляться, что невозможно при использовании книжной технологии. Основу экспансии на книжный рынок был заложен в 1969 году, когда Тед Нольсон высказал идею гипертекста. Потом родилась мысль о информационную сеть. А объединение в одном пространстве ресурсов видео, аудио и текста было сделано средствами мультимедиа. Затем был создан лазерный компакт-диск большой емкости для хранения мультимедийных данных.

Материал для учителя. В предложенном конспекте допущены следующие ошибки и недостатки:

1. Нарушена логика изложения: в тексте изначально речь шла о том, что до недавнего времени святость книги не подлежала сомнению, а потом о вопрос, не устарела книжка в эру персональных компьютеров.

2. Текст конспекта вообще не поделен на абзацы, что создает сложности в восприятии содержания.

3. В статье В. Леонтьева указано, что тезис о том, что важность книги в наше время теряется по сравнению с возможностями компьютерных технологий, предстоит скептикам, а в конспекте этот тезис приписана автору статьи.

4. Автор конспекта использует одинаковые синтаксические конструкции в 6, 7, 8 предложениях, что существенно обедняет язык составленного текста и негативно влияет на процесс восприятия.

5. Неправильно записано имя автора идеи гипертекста.

6. Не указан важный факт о том, что идея информационной сети осуществилась в виде Интернета в конце восьмидесятых годов двадцатого века.

7. Не отражена в конспекте последняя мысль автора статьи о создании мультимедийной энциклопедии.

 

V. Составление конспекта услышанного высказывания

Аудирование

► Прослушайте внимательно текст. Определите его стилевую принадлежность, выделите главную информацию.

«ЖИВЫЕ КНИГИ» И КОМПЬЮТЕРНЫЕ УЧЕБНИКИ

Книга и компьютер способствовали появлению такого вида мультимедийных изданий, как «живая книга».

Не идиллия, когда в роли бабушки, которая задушевно рассказывает внукам любимые сказки, выступает компьютер? Ведь компьютер не только читает, но и показывает сказки, в то же время голос чтеца не сопровождается какими-то компьютерными статичными слайдами, а вполне полноценными мультиками, что очень любят дети.

К тому же и мультики эти не простые, а интерактивные: играя курсором мышки, ребенок может активно вмешиваться в ход событий, добавляя свой узор в роскошный сказочный ковер. Конечно, не все яшві книги дают ребенку возможность кардинально менять ход событий. Сказка всегда остается сказкой, и конец всегда должен быть счастливым.

Есть в живых книг еще одно полезное качество: текст может звучать не только родным, но и иностранными, а также сопровождаться титрами. Лучшего способа подтолкнуть ребенка к изучению языков не придумать!

Среди мультимедийных книг существуют как книги для детей, так и для взрослых, например, компьютерные варианты Библии, некоторых произведений мировой классики. По структуре такие книги близки к электронных энциклопедий. Кроме текста самого произведения, они обычно имеют поисковый механизм, дополнительные статьи и комментарии.

А как же быть, если из «живых книг» ребенок уже вырос, а до серьезных енциклопедійних еще не доросла?

Здесь на помощь придут мультимедийные учебники.

Хотя такие учебники уже около десяти лет активно используются в учебном процессе на Западе, в нашей стране подобные проекты пока что неосуществимы. Ведь компьютер сейчас есть даже не в каждой десятой семье, а школы также часто имеют устаревшие изделия комп'ютеротехніки. И это в лучшем случае. Так что заменить школьный учебник с компакт-диском пока не получается. А вот дополнить традиционный курс - это просто.

Мультимедийный учебник практически не отличается от обычной мультимедийной энциклопедии - тот самый удобный гипертекстовый принцип, и сама интеграция текста, аудио, видео и анимационных материалов. Вот только сгруппированы не по алфавиту, а по тематическим уроками.

Первыми мультимедийными учебниками, что появились на рынке, конечно же, были учебники по иностранным языкам. Представленный в них компьютерный курс, в отличие от книги, обогащает не только словарный запас и грамматику, но и произношение. В большинстве таких современных учебников пользователь видит на экране предложение или целый диалог, одновременно слушает его в исполнении носителя этого языка, а после прослушивания может попробовать повторить ту же фразу в микрофон. Программа сопоставит акцент пользователя с эталонной фразой и сразу же укажет, какие именно звуки следует произносить иначе. Плюс к этому - час-другой живого видео или караоке...

Однако далеко не во всех курсах эти приятные удобства реализовано на должном уровне. Особенно в старых программах, которые вышли 5-6 лет назад. А именно они и штампуются «пиратами», поскольку новые разработки надежно охраняются производителями.

Итак, пользуйтесь новыми, совершенными программами, и вы убедитесь, что в Интернете легко можно найти немало интересного, познавательного (По В. Леонтьевым).

Самостоятельная работа

► Оформите письменно прослушанном высказывания в форме конспекта.

 

VI. Итог урока

► Проверка нескольких работ.

► Коллективная работа с редактирование составленного учениками текста.

 

VII. Домашнее задание

► Напишите сочинение-миниатюру на тему «Роль книги в эру компьютерных технологий».