СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
УРОК № 48
Тема. Виды синтаксической связи между частями сложного предложения. Сложные предложения с сочинением и подчинением
Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; познакомить с различными видами синтаксической связи между частями данных конструкций; научить верно расставлять знаки препинания; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Беседа с учащимися.
1) Какие предложения называются сложными?
2) Какие существуют виды сложных предложений?
3) Что такое сложносочиненные предложения?
4) Что такое сложноподчиненные предложения?
5) На какие типы делятся сложноподчиненные предложения?
3. Лингвистическое наблюдение.
• Прочитайте предложение, рассмотрите его схему (прямоугольником обозначаются части сложного предложения, которые сами являются сложными предложениями). Из скольких частей оно состоит? Как эти части связаны между собой?
Когда рассвело, туман еще не рассеялся; он был так густ, что в пяти шагах силуэт человека почти исчезал в молочно-белой тьме.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Объяснение учителя с опорой на таблицу.
Сложные предложения с разными видами связи
Виды связи |
Примеры |
Сочинение и подчинение |
Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.
|
Сочинение и бессоюзная связь |
Любимые ими ягоды черемухи давно высохли и свалились, но они не пропадут даром: все будут подобраны с земли жадными гостями.
|
Подчинение и бессоюзная связь |
В мороз медленно осыпался с берез иней, слетело на снег холодное солнце, от которого у зверя и птиц рябило в глазах...
|
Сочинение, подчинение и бессоюзная связь |
Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра.
|
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.
Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза но.
1) Носил он темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх.
2) Почему-то про него говорили, что он прекрасный художник, и, когда у него умерла мать, бабушка отправила его в Москву в училище.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Анализ языковых явлений.
• Прочитайте предложения; определите вид связи в сложных предложениях; составьте схемы.
1) В лесу на прогулке иногда в раздумье о своей работе меня охватывает философский восторг: кажется, будто решаешь мыслимую судьбу всего человечества.
2) Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть ее тончайшее кристаллическое строение.
3) Едва яркое солнце вышло из-за горы и стало освещать долину, по которой мы шли, волнистые облака тумана рассеялись, и сделалось жарко.
4) Было совсем летнее утро, и только по тому спокойствию, которое царило в прозрачном воздухе, чувствовалось, что это спокойствие последних дней осени.
5) Небо окончательно прояснилось, набухали, пульсируя, крупные звезды, круглая луна светила торжественно, велеречиво; душный запах травы и перегноя поднимался от земли, и это тоже был торжественный, молодой запах, и наплывало такое чувство, словно и земля, и небо, и река, и деревья только что родились, чистые и непорочные.
3. Лингвистическое исследование.
• Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания; сравните два текста; определите синтаксические особенности каждого.
Текст № 1.
Вот и взаправдашняя зима
Снегопад. День как гнезд..шко весь пуховый мягкий свежий.
Серо-белое ни..кое небо пушистый (не)пр..мятый снег на земле крупные снежные хлопья в воздухе.
Тихо.
Мягко.
Пышно.
Бело.
(Г. Николаева)
Текст № 2.
С утра на солнце деревья покрылись р..скошным ине..м и так продолжалось ч..са два потом ин..й исче.. солнце закрылось и день прош..л тихо задумч..во с к..пелью среди дня и ароматными лун..ыми сумерками под веч..р.
(М. Пришвин)
4. Лингвистическое моделирование.
• Составьте предложения по схемам; выделите грамматические основы.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися.
1) Какое предложение называется сложным?
2) Какие виды синтаксической связи бывают в сложном предложении?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выписать из художественной литературы 4 сложных предложения с различными видами синтаксической связи, составить их схемы.
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.