СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
УРОК № 49
Тема. Сложные предложения с различными видами связи. Тренировочные упражнения
Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении с различными видами связи; развивать навыки правильной расстановки знаков препинания, синтаксического разбора и составления схем предложений; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, словари, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Сохраняйте молчание, и люди будут думать, что вы — философ.
Латинская поговорка
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учитель на выбор проверяет тетради учащихся.)
2. Беседа с учащимися.
1) Какое предложение называется сложным?
2) Какие виды синтаксической связи в сложном предложении вы знаете?
3) Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении с разными видами связи?
3. Графический диктант.
• Запишите предложения; составьте их схемы, определите тип связи.
1) Тропа, на которой мы ночевали, повела куда-то в сторону, и потому пришлось ее бросить.
2) Тихо слетают снежинки, и хорошо за каждой следить, куда она сядет.
3) Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины.
IV. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Стилистическое редактирование.
• Определите ошибки в построении предложений; запишите их в исправленном виде, определите вид синтаксической связи.
1) Когда Мурке надоело возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.
2) Когда приходишь на бульвар и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло.
3) Рассказывают, что Архимед, купаясь в ванне, заметил, что его тело, погруженное в воду, уменьшается в весе.
4) Тут Ольга Денисовна понижала голос, потому что подходила к тому, что ее особенно трогало.
3. Лингвистическое конструирование.
• Из данных простых предложений сконструируйте сложные с сочинительной и подчинительной связью.
1) От леса до шоссе они шли пешком.
2) Лес молчал. Лишь чуть-чуть трепетали осины.
3) Днем и ночью идет дождь.
4) Вот уже совсем близко подошли к селу.
• Составьте сложные предложения с союзами и если, а если, и когда, а когда.
4. Объяснительный диктант.
• Запишите текст, охарактеризуйте предложения, которые в него входят; составьте схему третьего предложения; озаглавьте текст.
В народе этот день называют днем Ивана Купалы, Ивана Травника. Это один из самых красивых и поэтичных праздников. Во многих местах России, Украины и Белоруси празднуется ночь под Иванов день, называемая «ночь под Ивана Купалу».
Парни и девушки в праздничных нарядах собираются обыкновенно к реке, водоему или специально отведенному месту, где у костров устраивают хороводы, гаданья и, взявшись за руки, попарно прыгают через эти костры. По удачному или неудачному прыжку предсказывают грядущее счастье или беду, раннее или позднее супружество.
Труднее всего достать в Иванову ночь папоротник, который только в эту ночь будто бы расцветает. Из широких листьев его внезапно появляется почка, которая в двенадцать часов ночи разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, такой яркий, что на него невозможно смотреть. Нет ничего невозможного для обладателя папоротника. Невидимая рука срывает его, а человеку это почти никогда не удается.
Многие смельчаки отправлялись в Иванову ночь на поиски цветка папоротника, но ни одному простому смертному не удавалось его увидеть и сорвать.
(Из журнала)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Ролевая игра «Микрофон».
• Закончите предложения, записанные на доске.
Сегодня на уроке я научился...
Мне очень понравилось...
Я хотела б усовершенствовать свои навыки в...
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Описать один из украинских обычаев или обрядов, используя сложные предложения с различными видами связи.
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.