Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

УРОК № 47

Тема. Тематическая контрольная работа «Бессоюзные сложные предложения». Тестирование. Контрольное аудирование

 

Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученной теме; развивать умение работы с тестами; воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность.

Оборудование: тестовые задания — в двух вариантах; текст для контрольного аудирования и задания к нему.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Инструктаж по выполнению тестовых заданий.

 

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Выполнение учащимися тестовых заданий.

I вариант

Начальный и средний уровни (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1. Укажите бессоюзные сложные предложения.

А Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть.

Б Правда коротка; ложь всегда многословна. √

В Мне нравится обыденная речь, слова простые: хлеб, вода, изба.

Г Я хвать за пояс — пистолета нет. √

2. Определите, в каких бессоюзных предложениях нужно поставить запятую.

А Синеет даль гудят проселки. √

Б Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.

В Пахнет в хате квашней и дымом за порогом бурлит весна. √

Г Расступается медленно мрак на березах колышутся ветки. √

3. Определите, в каких бессоюзных предложениях нужно поставить тире.

А Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе, и все за одного.

Б Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. √

В Он засмеется все хохочут, нахмурит брови все молчат. √

Г Взглянули на часы они показывали начало восьмого.

4. Определите, в каких бессоюзных предложениях между его частями нужно поставить двоеточие.

А Я убежден лишь в одном вдохновение приходит во время труда. √

Б Вот так иногда поворачивается жизнь то темь беспросветная, то снова улыбается солнце. √

В Ученик ошибется учитель его поправит.

Г Солнце село, но в лесу еще светло воздух чист и прозрачен.

5. Укажите, в каких предложениях нет пунктуационных ошибок.

А Тропка уходит в поля и в дождь в осень и в озимь.

Б Было грустно и в весеннем воздухе и на потемневшем небе и в вагоне.

В В железном вихре ветра и колес кружился дымок и падал под откос. √

Г В избе крутится дымок и копоти и масла запах. √

6. Определите, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении От этих книг сложилась стойкая уверенность я не один на земле, не пропаду.

А запятую;

Б тире;

В двоеточие.

 

Достаточный уровень (Правильный ответ оценивается в 3 балла.)

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните синтаксический разбор.

Нет ничего сильнее и бескорыстнее любви матери всякая привязанность всякая любовь всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с ней.

 

Высокий уровень

(Правильный ответ оценивается в 3 балла.)

Составьте текст из 4 бессоюзных предложений с разными знаками препинания.

 

II вариант

Начальный и средний уровни

(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1. Укажите бессоюзные сложные предложения.

А Замри и услышишь в сиреневой мгле: огромное утро идет по земле. √

Б Быть мудрым — это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека.

В Ветер первую зелень качает, прошлогодние мнет камыши.

Г Прошли обильные дожди, проселочные дороги стали непроезжими. √

2. Определите, в каких бессоюзных предложениях нужно поставить запятую.

А Далеко сияют розовые степи широко синеет тихая река. √

Б Кланяются песне тополя замирают вербы над рекою. √

В Переулок стал казаться мне очень уютным век бы здесь прожил.

Г Средь елей образовалась огромная заводь в ней отражается утро. √

3. Определите, в каких бессоюзных предложениях нужно поставить тире.

А Другие дети учатся я сплю до десяти. √

Б Заранее, заранее все было решено у школьников собрание, потом у них кино.

В Чуть проглянет солнце все становится так прозрачно, ясно, так млеет от радости. √

Г Народ утих разошелся двор опустел.

4. Определите, в каких бессоюзных предложениях нужно поставить двоеточие.

А Он попробовал пошевелить левой рукой она не двигалась.

Б Щеке было холодно она касалась снега. √

В Только вижу бледный всадник опустился на траву. √

Г На деревне было пусто и тихо из труб кое-где курился дымок.

5. Укажите, в каких предложениях нет пунктуационных ошибок.

А Вынули вторые рамы и весна ворвалась в комнату с удвоенной силой.

Б Сергей уже самостоятельно водил машину и три раза ездил в Москву и обратно. √

В Пламенный день начинал остывать и приподнимался на цыпочках вечер.

Г Могучее дерево даже в бурю стоит и только ветвями поводит. √

6. Определите, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении Умирали царства на земле детство никогда не умирает.

А запятую;

Б тире;

В двоеточие.

 

Достаточный уровень (Правильный ответ оценивается в 3 балла.)

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните синтаксический разбор.

Поздней осенью бывает иногда как ранней весной там белый снег там черная земля.

 

Высокий уровень

(Правильный ответ оценивается в 3 балла.)

Составьте текст из 4 бессоюзных предложений с разными знаками препинания.

 

2. Проведение контрольного аудирования.

1) Чтение учителем текста для аудирования.

2) Выполнение учащимися тестовых заданий к тексту.

3. Организационный момент.

(Учитель, собрав тетради для контрольных работ, дает ответы на вопросы, которые возникли у учащихся во время выполнения тестовых заданий.)

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал о сложном предложении.