ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕМА 3. РУКОТВОРНЫЕ СИСТЕМЫ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ НАЧАЛЬНОГО
УРОВНЯ (1-3 БАЛЛА)
Игра «Кто больше?»
Учащимся предлагается записать в
тетрадях сроки, которые использовались в этой теме. Через 2-3 минуты учитель
прекращает действия учеников. Далее он предлагает одному из учеников (лучше начинать с
опрос тех, чьи учебные достижения не превышают 4-6 баллов) зачитать
записанные слова. Другие ученики вычеркивают в своих записях названия, которые повторяются.
Ученик, у которого было записано больше сроков, побеждает.
Программа предусматривает ознакомление и
использование учащимися следующих сроков по отдельным параграфам темы.
Сила. Виды сил
Взаимодействие, сила, сила тяжести, сила
упругости, сила трения, магнитная сила, электрическая сила, динамометр, 1 ньютон (1
Н), направление силы, величина силы, точка приложения силы, состояние покоя.
Измерения силы
Трение покоя, трение скольжения, трение
катание.
Простые и сложные механизмы
Простые механизмы (рычаг, блок,
коловорот, наклонная плоскость, клин, винт, колесо) или орудия труда, сложные
механизмы.
Работа и энергия
Механическая работа, энергия,
электрическая энергия, механическая энергия, тепловая энергия, световая энергия,
атомная энергия, химическая энергия.
Машины, их роль в жизни человека
Рабочий орган, двигатель, связывающая
механизмы, рукотворные системы, комбайн, сплавы.
Значение энергии, энергосбережение
Горючие полезные ископаемые, ТЭС, ГЭС,
АЭС, водохранилище, энергосбережение, энергия ветра, энергия Солнца.
Терминологический диктант
Учитель заранее пишет на доске
пронумерованный перечень терминов, знание которых он будет проверять. Ученики в своих
тетрадях или на отдельных листах готовят колонки цифр по количеству сроков,
написанных на доске. Далее учитель диктует определение терминов, но не в той
последовательности, как они написаны на доске. Задача учеников - определить, о который
срок идет речь, найти его в списке, написанном на доске, и поставить его
порядковый номер из доски напротив номера по порядку, под которым его прочитал
учитель.
На доске написаны следующие сроки:
1 - взаимодействие;
2 - сила;
3 - динамометр;
4 - простые механизмы;
5 - сложные механизмы;
6 - работа;
7 - энергия;
8 - машина;
9 - комбайн;
10 - энергосбережение.
Учитель диктует такие определения:
1. Устройства, которые увеличивают силу или
меняют ее направление: рычаг, блок, клин, винт и т.д.
2. Сложные механизмы, которые выполняют
необходимую для человека работу, используя при этом различные виды энергии.
3. Механизмы, которые состоят из двух
или более простых механизмов.
4. Воздействие одних тел на другие.
5. Характеристика взаимодействия двух
тел.
6. Машина, сочетающая в себе несколько
машин.
7. Перемещение тела под действием силы с
одной точки в другую.
8. Прибор для измерения величины
силы.
9. Способность тела выполнять работу.
10. Экономное использование энергии.
Ответы: 1 - 4; 2 - 8; 3 - 5; 4 -
1; 5 - 2; 6 - 9; 7 - 6; 8 - 3; 9 - 7; 10 - 10.