Урок № 49
Тема. Отношение. Пропорции
Цель: подготовить учащихся к выполнению тематической контрольной работы.
Тип урока: повторение, систематизация знаний; применение умений и навыков.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
@ Чтобы сэкономить время на этом этапе урока, выборочно проверить тетради у «слабых» учеников, а фронтально на уроке только сверить ответы. Чтобы оживить эту работу, можно предложить игровой момент.
Ответы к задачам (вместе с неверными) заранее записаны на карточках и прикреплены на доске. Учитель сообщает ученикам, что все ответы были правильными, но кто-то случайно перепутал карточки и вывесил их в произвольном порядке. Надо восстановить правильный порядок и найти среди предложенных карточек те, что соответствуют домашним упражнениям.
II. Актуализация опорных знаний
Тестовые вопросы
1. Из записей не является пропорцией?
а) 3 : 5 = 7 : 1; б) = ; в) 3 · 5 = 7 : 4; г) = .
2. Какая из пропорций не вытекает из равенства m · n = с · d?
а) ; б) ; в) ; г) .
3. Составьте пропорцию по условию задачи. Масса сушеных слив составляет 15% массы свежих слив. Сколько свежих слив надо взять, чтобы получить 30 кг сушеных слив?
а) ; б) ; в) ; г) .
Вывод. Основные вопросы, вынесенные на тематическую контрольную работу:
1) отношение, свойство, отношение;
2) пропорция, основное свойство пропорции;
3) установление пропорции для решения задач (на прямо и пропорциональные величины; проценты).
III. Применение умений
@ Соответствии с тематикой контрольной работы желательно решить задания 3-х типов.
1. Отношения, пропорции.
1) Упростите отношение: а) ; б) .
2) есть истинная пропорция: а) 15,3 : 0,9 = 18,7 : 1,1; б) 3 : 3 = 1 : 1?
3) Из чисел 0,02; 0,1; 0,8 и 4 составьте истинную пропорцию.
2. Решение уравнений
Решите уравнение:
1) 8 : 7 = х : 56; 2) 6 : 1х = 0,48 : 1,2; 3) = .
3. Решение задач составлением пропорции
1) Катер прошел расстояние 120 км за 6 ч.
а) Найдите расстояние, которое он пройдет за 2,5 ч, имея ту же скорость;
б) За какое время он пройдет то же расстояние, если увеличит скорость на 5 км/ч?
2) Найдите число, 12 % которого составляет 3.
3) Число 2 300 увеличить на 10 %.
4) Для изготовления металлической посуды используют мельхиор -
сплав никеля, цинка и меди, массы которых пропорциональны числам 3, 4 и 13 соответственно. Сколько килограммов каждого металла нужно взять, чтобы получить 150 кг мельхиора?
IV. Итоги урока
Разгадайте анаграммы и выберите лишнее слово:
ненявіднош; цопроряпі; квідсоти; дравкат (отношение; пропорция; проценты; квадрат; квадрат - лишнее слово, потому что не имеет отношения к тематике контрольной работы).
V. Домашнее задание
Домашняя контрольная работа
1. Найдите отношение: а) 35 до 28; б) м до 5 дм.
2. Или истинные пропорции: а) 24 : 18 = 1 : 1,5; б) 3 : 1 = 20 : 8?
3. Решите уравнение: 1344,2 : 134 = 5 : 1,5; б) 134 : = : .
4. С 6 т магнитного железняка добыли 4,2 т железа. Сколько железа можно добыть из 22 т магнитного железняка?
5. Бассейн наполняются через первую трубу за 8 ч, а через вторую - за 10 ч. За 1 час через первую трубу вливается 50 м3 воды. Сколько воды вливается за 1 час через вторую трубу?
6. За рабочий день высота строения увеличилась с 24 м до 27 м. На сколько процентов увеличилась высота строения?
7. И чисел истинной пропорции 5 : 4 = 2 : 1,5 образуйте три новые пропорции.
8. Кусок сплава меди с оловом имеет массу 8 кг и содержит 7,2 кг меди. Сколько олова содержится в таком же сплаве массой 5 кг?