УРОК 49
Тема. Деления
Цель: формировать
понимание определения деления как действия, обратной к умножения, повторить названия
компонентов деления; формировать умение делить багатоцифрових чисел и
применение свойств деления при вычислении значений выражений.
Тип урока:
усвоение знаний и умений.
Оборудование: таблица
«Свойства натуральных чисел».
Ход урока
I. Актуализация
опорных знаний
Устные упражнения
1.
Выполните
деления:
1) 327 : 3;
2) 408 : 4;
3) 5400 : 9;
4) 1600 : 40.
2.
Выпишите
из приведенных произведений наибольший?
1) 245 · 4 · 25;
2) 245 · 20 · 4;
3) 10 · 245 · 10;
4) 245 · 10 · 12.
3. Назовите острые и тупые углы, изображенные на
рис. 80.
4. Тарасик и Маричка за 3 часа напечатали 21
страницу. Маричка за 1 час печатает 4 страницы. Сколько страниц печатает каждый час
Тарасик?
5. На одной чаше весов лежит головка
сыра, а на другой - половина такого головки и еще гиря в 2 кг. Сколько килограммов
головка сыра весит, если весы находятся в состоянии равновесия?
II. Формирование знаний
@ Формально с действием деления
натуральных чисел и его свойствами учащиеся ознакомились в начальной школе:
кроме этого, на конец 4 класса все они умеют выполнять деление
багатоцифрового числа на двухзначность число и деления двух круглых чисел. Поэтому
основная задача учителя заключается на этом уроке в том, чтобы:
1) сформировать
понимание действия деления как действия, что помогает найти неизвестный множитель за известным
другим множителями и произведением;
2) повторить и закрепить названия компонентов деления;
3) объяснить, почему именно деление на 0 (известное учащимся из
начальной школы) невозможно;
4) реализовать свойства 1 во время деления;
5) отработать навыки деления багатоцифрових чисел, в
том числе и круглых чисел на круглые.
Внимание учащихся следует
обратить на случаи деления с нулями в частном, когда приходится сносить
одновременно по 2 и более цифр. Опыт показывает, что в этих случаях ученики часто
допускают ошибки. Чтобы предотвратить это, надо на первых порах предлагать
учениками придерживаться такого правила: «Выполняя деления, знось по одной цифре».
Например
Основное содержание
материала урока схематично может быть представлен в виде таблицы.
Деление натуральных
чисел
а: b показывает, во сколько раз а больше b; b меньше а.
0 : а = 0, если а ≠
0 а : а
= 1
а : 0 -
невозможно
a : 1 = a
Закрепление этих
свойств (устно):
Задача 1.
Вычислить или объяснить, почему деление невозможно:
32 000 000 : 1000 =
32 000;
220 000 : 1 000 =
220.
8 :
8
888 :
0
8576 :
8576
873 : 1
0 :
0
0 :
888
0 :
8576
873 : 873
0 :
1
888 :
1
8576 :
0
1 : 0
47 000
: 1000;
23 000 000 :
100 000;
475 600 000 :
1000.
III. Закрепления знаний. Формирование навыков использования
терминологии
1. Закрепление обозначения действия деления: №
460,461,462.
2. Деление багатоцифрових чисел: №№ 463 (1-5),
465 (1-4).
3. Числовые выражения на все арифметические действия с
натуральными числами: №№ 467, 468 (повторить порядок выполнения арифметических
действий), № 474 (1).
4. Для оживления работы на уроке и определенной
степени контроля усвоения материала урока - последнюю часть урока можно провести
в игровой форме.
Учитель прикрепляет
на доску «солнышка» (количество их равно количеству команд - например, каждый
ряд - одна команда).
Игра «Солнышко».
Внутри «солнышка» записано число, на которое нужно разделить числа, записанные на
лучах (рис. 81). Выигрывает та команда, которая для каждого рисунка быстрее получит
правильные ответы. Результаты вычислений для проверки записываются на доске.
У учителя должны
быть заранее приготовленные результаты вычислений. По желанию, упражнения можно
усложнять.
@ Если базовый материал усвоен
учащимися в начальной школе на достаточном уровне, на этом уроке можно
предложить учащимся некоторые упражнения на специфические свойства деления:
(a + b) : c = a : c + b : c
(ab) : c = a : c · b, или a : (bc) = a : b : c.
Такими в учебнике
есть упражнения № 522; 523; 526.
VI. Итог урока
Опираясь на
таблица «Деление натуральных чисел», учащиеся отвечают на вопросы учителя (№
459 (1,2))
1) Как в записи a : b = с называется
число а? число b? число с?
2) Что
показывает частное двух чисел?
V. Домашнее задание
П. 17, № 464 (1-5);
466 (1-3); 469; 475 (1); 525 (1-6);
дополнительно: № 524;
527.