УРОК 50
Тема. Деления
Цель: проверить усвоение
начальных понятий и умений темы; повторить и систематизировать знания учащихся о
правила нахождения неизвестных компонентов действий умножения и деления; отработать
навыки решения уравнений.
Тип урока:
применение знаний и умений учеников навыков.
Ход урока
I. Проверка
домашнего задания и актуализация опорных знаний
Математический
диктант
1. Поделить 38 на 2 [64 16] означает...
2. Число, которое вдвое меньше от 10 000 [втрое
меньше 909 909], равна...
3. Делимое в 17 раз больше доли. Почему
равен делитель? [Делитель в 23 раза меньше делимого. Чему равна
доля?]
4. Чему равна сумма доли чисел 72 и 9 и
числа 22 [разница числа 60 и доли чисел 126 и 6]?
II. Применение знаний
Учитель вместе с учениками
разбирает примеры № 1-3 (п. 17, с. 123), и дети повторяют знакомые с начальной
школы правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делимого и неизвестного
делителя.
Помимо примеров 1-3
(которые можно записать в тетради учеников как образец решения), следует разобрать с
учениками новый вид уравнений (левая часть уравнения является буквенным выражением, которое надо
упростить).
Запись на доске
Пример 4
16х - 7х = 612
|
Комментарий учителя
1. Спростімо
выражение в левой части уравнения, использовав распределительную свойство умножения.
|
9х = 612
х = 612 : 9
х = 68
|
2. Найдем х по
правилом нахождения неизвестного множителя.
|
Ответ. х =
68.
|
|
III. Отработка и
совершенствование умений учащихся
1) Решение уравнений среднего уровня: № 470.
2) Решение уравнений достаточного уровня: № 502 (1, 3);
504; 506.
3) На повторение материала предыдущего урока: № 525
(7-11); 528.
4) Повторение свойств умножения: № 437 (3,4).
IV. Итог урока
Классу предлагается
ответить на вопрос № 459 (1-5).
V. Домашнее задание
п. 17, № 471; 503
(1, 3), 2, 4 по вариантам; 505; 507; дополнительно № 529.
Комментарии к
решение упражнений
№ 470. На первом
этапе отработки умений следует требовать от учащихся повторения соответствующего
правила в полной форме, например, так:
1) 13х = 195
х = 195 : 13
х = 15
|
Комментарий ученика
В нашем уравнении
неизвестный множитель. Чтобы найти неизвестный множитель х, надо произведение 195 поделить
на известный множитель 13. Итак:
|
|
Ответ. х = 15
@ № 502. Во время
решения этих уравнений некоторые сильные ученики могут предложить сначала
раскрыть скобки, а потом уже решать уравнения, используя по очереди
разные правила нахождения неизвестных компонентов действий. Поэтому, если возникнут
вопрос, учителю следует показать оба способа решения таких уравнений,
но подчеркнуть, что более рациональным будет решение, что не содержит раскрытия
скобок (ибо имеем дело с меньшими числами).
Пример № 502 (2)
|
|
|
И способ
|
II способ
|
|
16(4х - 34) = 608
4х - 34 = 608 :
16
4х - 34 = 38
4х = 38 + 34
4х = 72
х = 72 : 4
х = 18
|
16(4х - 34) = 608
16 · 4х - 16 · 34
= 608
64х - 544 = 608
64х = 608 + 544
64х = 1152
х = 1152 : 64
х = 18
|
|
@ № 504. Обратить внимание на новый
вид буквенных выражений. До 2 слагаемых, содержащих букву, добавляем или отнимаем
число таких выражений в предыдущей теме было только 2). Поэтому следует напомнить учащимся,
как упрощаем такие выражения.
№ 504 (1)
14x + 4x - 48 = 240
18х - 48 = 240
18х = 240 + 48
18х = 288
х = 288 : 18
х = 16
Ответ. 16.
@ № 506. Во время решения уравнений
этого номера ученики часто путают, какое правило применить первым; поэтому учитель
напоминает, что, определив порядок действий в левой части уравнения, ученики начинают
применять правила, рассматривая действия в обратном порядке (начиная с
последней).
Например:
|
|
№ 506
|
|
1)
х + 4 = 13 · 9
х + 4 = 117
х = 117 - 4
х = 113
|
Комментарий ученика
Последнее действие в
левой части - деление,
делитель х + 4
неизвестный, следовательно...
В левой части -
сложение, слагаемое х - неизвестен, значит...
|
Ответ. 113.