УРОК № 49
Тема. Скалярное произведение векторов
Цель урока: формирование понятия скалярного произведения векторов; формирование умений применять изученные определения и свойства к решению задач.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность и оборудование: таблица «Декартовы координаты и векторы на плоскости»[13].
Требования к уровню подготовки учащихся: формулируют определение скалярного произведения, его свойства; применяют изученные определения и свойства к решению задач.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания
- 1. Проверить наличие выполненных домашних заданий и ответить на вопросы, которые возникли у учеников во время их выполнения.
- 2. Математический диктант
Даны два вектора:
Вариант 1
(1; 0),
(0; -1);
Вариант 2
(-1; 0),
(0; 1).
Найдите:
а) координаты вектора 2
;
б) координаты вектора -
;
в) длину вектора
+
;
г) длину вектора
-
;
д) координаты вектора 3
+ 4
;
есть) длину вектора 3
+ 4
.
II. Анализ результатов самостоятельной работы
III. Поэтапное восприятие и осознание нового материала
Скалярное произведение векторов
Скалярным произведением векторов
и
(обозначения: (
·
), или 
, или (
;
)) называется произведение длин этих векторов на косинус угла между ними, т.е.
·
= |
| · |
|cosφ (рис. 211).
Два ненулевые векторы тогда и только тогда взаимно перпендикулярны, если их скалярное произведение равно нулю, то есть

·
= 0 (
, 

).
Свойства скалярного произведения
- 1)
·
=
·
(переставной закон);
- 2)
2 = |
|2, или |
| =
=
;
- 3) (
+
) ·
=
·
+
·
(распределительный закон);
- 4) (λ
) ·
= λ(
·
) (связующий закон).
Примечание 1. Косинус угла между ненулевыми векторами
и
выражается формулой
, которая следует из определения скалярного произведения.
Примечание 2. Свойство 2 скалярного произведения, а именно формула |
| =
= =
, позволяет вычислять длину вектора в общем случае.
Примечание 3. Распределительный закон выполняется для любого конечного числа слагаемых. Например, правильная формула (
+
+
) ·
=
·
+
·
+
·
.
Скалярное произведение двух векторов, которые заданы координатами, равно сумме произведений соответствующих координат.
Если заданы векторы
(a1; a2) и
(b1; b2) на плоскости, то
·
= а1b1 + a2b2.
Решение задач
- 1. Сторона равностороннего треугольника ABC равна 13. Найдите скалярное произведение
·
(рис. 212).
Решение
Поскольку |
| = |
| = 13,
A = 60°, то
·
= |
|·|
|cos
A = = 13 · 13 cos60° = 169 ·
= 84,5.
Ответ. 84,5.
- 2. Заданы векторы
=
- 4
,
= 3
+ 2
, которые взаимно перпендикулярны. Вектора
и
- единичные векторы. Найдите угол между векторами
и
(в градусах).
Решение
Поскольку |
| = 1 и
·
= 0, то имеем
·
= (
- 4
)(3
+ 2
) = 3
2 + 2
- 12
- 8b2 = 3 · |
|2 - 10|
||
| соsφ - 8|
|2 = 3 - 10cosφ - 8 = - 5 - 10cosφ,
тогда - 5 - 10cosφ = 0, соsφ = -
, φ = 120°.
Ответ. 120°.
IV. Решение задач
- 1. Найдите угол между векторами
(1; 2) и 
.
- 2. Даны вершины треугольника ABC: А
, В
, С
. Найдите его углы.
- 3. Докажите, что векторы
(т; п) и
(-n; m) перпендикулярны или равны нулю.
- 4. Даны векторы
(3; 4) и
(m; 2). При каком значении т они перпендикулярны?
- 5. Даны векторы
(1; 0) и
(1; 1). Найдите такое число х, чтобы вектор
+ x
был перпендикулярен к вектору
.
- 6. Докажите, что когда
и
- единичные неколінеарні векторы, то векторы
+
и
-
отличные от нуля и перпендикулярны.
- 7. Даны векторы
и
. Найдите абсолютную величину вектора
+
, если |
| = |
| = 1, а угол между векторами
и
равен 60°.
V. Домашнее задание
- 1. Изучить теоретический материал.
- 2. Решить задачу.
Даны вершины треугольника A(1; 1), B(4; 1), С(4; 5). Найдите косинусы углов этого треугольника.
VI. Подведение итогов урока
Задача класса
- 1. Дайте определение скалярного произведения векторов и сформулируйте свойства скалярного произведения векторов.
- 2. Сформулируйте свойство и признак перпендикулярных векторов.