УРОК № 48
Тема. Коллинеарны векторы
Цель урока: формирование понятия «коллинеарны векторы»; изучение свойства и признаки колінеарних векторов; формирование умений учащихся применять изученные определения и свойства к решению задач.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность и оборудование: таблица «Декартовы координаты и векторы на плоскости» [13].
Требования к уровню подготовки учащихся: описывают коллинеарность векторов; применяют изученные определения и свойства к решению задач.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Правильность выполнения домашних заданий проверить по записям на доске, которые сделаны до начала урока.
Математический диктант
Даны векторы:
Вариант 1
(3; 0);
(7; 4)
Вариант 2
(-2; 2);
(1; 6)
Запишите:
а) координаты вектора
+
;
б) координаты вектора
-
;
в) координаты вектора
-
;
г) длину вектора
-
;
д) координаты вектора 2
-
;
есть) длину вектора 2
-
.
II. Восприятие и осознание нового материала
Если векторы коллинеарны, то их соответствующие координаты пропорциональны. И наоборот, если соответствующие координаты двух векторов пропорциональны, то векторы коллинеарны.
Если векторы
(a1; a2) и
(b1; b2) коллинеарны, то
. Если
и
(a1; a2),
(b1; b2), то векторы
и
коллинеарны.
Коллективное выполнение упражнений
- 1) Среди векторов
(-2; 4),
(2; 2),
(0; -1),
(1; -2) найдите коллинеарны.
Решения
Поскольку векторы коллинеарны, если их соответствующие координаты пропорциональны, то имеем
= -2, отсюда векторы
и
коллинеарны.
Ответ:
i
.
- 2) Найдите длину вектора
(6; у), если он колінеарний вектора
+
, где
(-2; 0),
(0; 1).
Решение
Пусть
+
=
, тогда
(-2 + 0; 0 + 1) =
(-2; 1). Поскольку векторы
и
коллинеарны, то
, отсюда в =
= -3, тогда
(6; -3) и
=
=
=
=
= 3
.
Ответ: 3
Самостоятельное выполнение упражнений
- 1) Определите, будут ли коллинеарны векторы:
а)
(2; 3) и
(-4; 6);
б)
(1; 3) и
(-3; -9).
- 2) При каком значении m векторы (15; m) и (18; 12) коллинеарны?
- 3) коллинеарны Ли векторы
и
, если А(3; -2), B(-1; 4), C(1; 3), D(-3; 9)?
- 4) При каком значении n векторы
и
коллинеарны, если А(1; 0), В(3; n), С(2; 2), D(5; 4)?
III. Самостоятельная работа
Самостоятельную работу обучающего характера можно провести за пособием [14], тест 15 «Векторные величины. Действия над векторами».
IV. Домашнее задание
- 1. Изучить теоретический материал.
- 2. Решить задачи.
- 1) Известно, что векторы
(1; -1) и
(-2; m) коллинеарны. Найдите m.
- 2) Среди векторов

, 
,
(0; 1), 
найдите единичные и укажите, какие из них коллинеарны.
V. Подведение итогов урока
Вопрос к классу
- 1. Какие векторы называются коллинеарными?
- 2. Сформулируйте признак колінеарності векторов.
- 3. Сформулируйте свойство координат колінеарних векторов.