УРОК 49
Тема. Решение неравенств, содержащих показникову функцию
Цель урока. Познакомить учащихся со способами решения показательных неравенств.
И. Проверка домашнего задания
Ответы на вопросы, возникшие у учащихся при выполнении домашних заданий.
II. Анализ самостоятельной работы, проведенной на предыдущем уроке
III. Восприятие и осознание решения простейших показательных неравенств и тех, что непосредственно сводятся к ним
Решение показательных неравенств часто сводится к решению неравенств ах > аb (аx аb) или aх аb (aх аb). Эти неравенства решают, используя монотонность (возрастание, убывание) показательной функции.
Рассмотрим примеры.
Пример 1. Решите неравенство 3x 27.
Решение
Запишем данное неравенство в виде 3х 33. Поскольку 3 > 1, то функция у = 3t является возрастающей. Следовательно, при х 3 выполняется неравенство 3х 33. Ответ: х 3.
Пример 2. Решить неравенство .
Решение
Запишем данное неравенство в виде ;
Поскольку - убывающая функция, то х - .
Ответ: х - .
Пример 3. Решить графически неравенство 2х 3 - х.
Решение
Построим графики функций у = 2х и у = 3 - х (рис. 155). Из рисунка видно, что 2х 3 - х при х 1.
Следовательно, решением неравенства 2х 3 - х является промежуток (-; 1].
Ответ: (-; 1].
IV. Формирование умений решать простейшие показательные неравенства
1. Решение упражнения№ 2 (3, 6, 7, 9, 12, 15, 20).
2. Решите графически неравенства:
a) ; б) 3х 4 - х.
Ответ: а) (-; 0]; б) [1; +).
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
Раздел IV § 2 (2). Вопросы и задания для повторения раздела IV № 35, 36. Упражнения№ 2 (1, 2, 5, 10, 14).