6 КЛАСС
Тема 1. Музыка как язык чувств
Урок 13
Тема урока. Трехдольный размер, тактирование. Разучивание песни "Зима" В. Островского. Слушание музыки. Ф. Шопен. "Скерцо"
Цель урока: углублять знания учащихся по музыкальной грамоте и учить сольфеджувати упражнения в тридольному размере, формировать вокальные навыки; развивать музыкально-ритмический слух, музыкальную память; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, аудио-запись, портрет Ф. Шопена.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
Пение по полтона вверх.
III. Сольфеджування упражнения.
1. Характеристика упражнения.
Размер упражнения?
- Что он означает?
- Как называются судьбы в тридольному размере?
- Поставьте тактовые черточки так, чтобы в такте было по 3 четвертных.
- Запишите упражнение в тетрадь.
2. Сольмізація.
3. Сольфеджування упражнения с наголошуванням И судьбы.
IV. Разучивание песни.
Зима
Слова и музыка В. Островского
На дворе, как живая,
Вышла баба снежная,
В снежки играет детвора -
Веселится детвора.
Снег искрится и серебрится -
Бело-бело стало враз.
И мороз румянит лица -
Это зима приветствует нас. Дважды (4 последние сроки)
Прилетели снгурі,
Рады дети во дворе,
Мчатся с горки на санках
И взрослые, и дети.
Льется песня более миром -
Новый год идет в наш дом.
Будем рады вас приветствовать
С Новым годом, счастья всем. Дважды (4 последние сроки)
1. Прежде чем приступить к изучению с детьми новой песни „Зима”, провожу с ними беседу.
- Дети, какое время года вы больше всего любите и почему?
- Кто любит зиму?
- Как вы встречаете Новый год?
2. А сейчас послушайте песню Владимира Островского „Зима”, которую изучим на уроке.
Художественный показ песни.
3. Характеристика прослушанной песни.
4. Разучивание песни с нотным текстом, трудные места сольфеджуючи. Обращаю внимание на заліговані смежные ноты, которые нужно петь как одну, и на встречные знаки альтерации. Песня написана в размере %. поэтому звучит в темпе вальса.
V. Слушание музыки.
Беседа.
Сегодня, дети, мы послушаем небольшую инструментальную пьесу „Скерцо” фридеріка Шопена.
- Что вы знаете об этом композиторе?
- Чей это композитор? Какие его произведения вы уже слушали?
Фридерик Шопен родился недалеко от Варшавы в семье учителя. Это гениальный польский композитор, гордость и слава польского народа. Он вырос в окружении музыки, поскольку его родители играли на разных инструментах. В 7 лет он играл Баха, Моцарта, Гай дна и ездил с концертами в Вену. Шопен писал музыку исключительно для фортепиано. Его называют „поэтом фортепиано”. Основные жанры его творчества - вальсы, мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны. „Скерцо”, которое вы сегодня послушаете, означает „шутка”. В пьесе присутствуют комические и шутливые оттенки юмора.
- Какими средствами воспользовался композитор, передавая юмор?
2. Дети слушают произведение и характеризуют.
Шутливые переклички мотивов, переход из одного регистра в другой. Все это выполняется в быстром темпе. Скерцо - это не только шутка, но и свободная игра в свободном пространстве. Эта форма была новой для композитора. Это самостоятельный, полон эмоциональной силы произведение, которое раскрывает всю природу гения.
3. Повторное слушание произведения.
VI. Итог урока.