6 КЛАСС
Тема 1. Музыка как язык чувств
Урок 12
Тема урока. Сольфеджування упражнения в размере 4/4. Работа над песней "Музыка земли" А. Житкевича. Слушание музыки. "Пряли" и "Щедрик" в обработке М. Леонтовича
Цель урока: закреплять навыки сольфеджування упражнений в разных размерах; развивать ладо-тональнии слух и певческие навыки; воспитывать у детей умение понимать интонационно-образный язык музыкальных произведений, любовь к родному краю.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, фортепиано, магнитофон, аудио-запись, портрет М. Леонтовича.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки и сольфеджування упражнения.
1. Распевки следует начать с пения на длинных нотах мажорного звукоряда.
2. Пение на стаккато и легато.
3. Поспівка „Щедрик”.
Чтобы правильно просольфеджувати упражнение, нужно рассмотреть ее нотная запись.
- Назовите ноты и их длительность.
Размер упражнения и что он означает?
- Как называются судьбы чотиридольного размера?
- Сольмізація и сольфеджування упражнения.
III. Работу над песней продолжаю, изучая на всех куплетах. Звергаю внимание на чистоту интонирования, правильное вступление на восьмую ноту.
По характеру песня задушевная, лирическая, так вот, ее нужно петь легко, с чувством любви к родному краю.
IV. Слушание музыки.
1. Рассказ.
Среди трагических талантов Украины, жизнь которых оборвалась преждевременно и мучительно, упоминается имя Николая Дмитриевича Леонтовича. Его творчество сосредоточено вокруг такого жанра, как обработки народных песен, однако его „простенькие” обработки песен снискали славу во всем мире. Он прославил их и поднес к уровню высшего профессионального искусства и обрядовую песню „Щедрик”, и бытовую песню о тяжелой женской доле - „Пряли”, которую вы послушаете, и десятки других. Почему он является трагическим талантом? Потому что жизнь композитора оборвалась внезапно и трагически. Когда Николай Дмитриевич гостил у отца - священника в селе Морківка, то на ночлег вечером попросился переночевать какой-то незнакомый. А ночью коварно застрелил композитора и убежал.
2. Слушание произведений и их характеристика.
Послушайте эти два произведения и определите интонационно - образный язык этих произведений. Обратите внимание, как в „Щедрику” очень простой мотив из четырех нот вступает развития в многоголосное изложение. Мотив этот повторяется в каждом куплете, но в каждом композитор добавляет какую-то новую краску, интересный акцент. Сначала запевает один голос - сопрано, затем круг певцов расширяется. Наконец песня исполняется в полном звучании всех голосов.
Контрастным к этого произведения является обработка народной песни „Пряли”. В ней рассказывается о горькой судьбе молодой женщины, попавшей в чужую неприветливую семью за невестку. Зморена непосильным трудом, она изливает свое горе в журливій песни.
- Как меняется динамика и хоровая насыщенность в разных куплетах песни. (Дети слушают произведения и высказывают свои соображения).
3. Повторное слушание.
VI. Итог урока.