Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК № 50. ДОХОД ОТ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ (БОЛЬШЕ УЧИШЬСЯ - БОЛЬШЕ БУДЕШЬ ЗАРАБАТЫВАТЬ)

 

Цель урока: закрепить знания и умения классифицировать доходы; ознакомиться с понятием человеческого капитала; выяснить взаимосвязь между инвестированием в человеческий капитал (образование и профессиональная подготовка) и доходом; выявить влияние профессиональной подготовки на производительность труда; прогнозировать влияние совершенствования знаний и профессиональных умений на жизненный уровень.

Основные понятия: человеческий капитал, жизненный уровень.

Тип урока: совершенствование знаний и умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

Упражнение «Какой доход?»

Проектируем на доску перечень утверждений, каждое из которых обозначает вид дохода. Ученики должны прочитать утверждения и определить, о какой вид дохода идет речь. В тетрадях записать номер утверждения и соответствующее обозначение: R - рента (англ. rent), И - процент (англ. interest), Р - прибыль (англ. profit), W - заработная плата (англ. wages), ТР - трансфертные платежи (англ. transfer payments).

1. Мария получила 300 грн. дивидендов от компании «Торчинпродукт».

2. Семья Ищуков получила за прошедший год 5 тыс. грн., предоставляя землю в аренду.

3. Степан получил за прошлый год на свой банковский вклад 2 тыс. грн.

4. Ирина работает менеджером в супермаркете, зарабатывает 2300 грн.

5. Господин Василий прошлого лета получил 6 тыс. грн. от туристов, сдавая свою дачу на Свитязе.

6. Николай продал моркови на 8 тыс. грн и возместил расходы в 4 тыс. грн., заработав 4 тыс. чистого дохода.

7. Виктор ежемесячно получает 450 грн. стипендии за хорошую учебу в колледже.

8. Нина получила премию 600 грн. как лучший библиотекарь.

9. Семья Поповичей, в которой воспитывается шестеро несовершеннолетних детей, получила за прошлый год 3 тыс. грн.

10. Владея облигацией фирмы «Крафт», господин Александр получает ежегодно 500 грн.

Лекция учителя

Главной причиной дифференциации зарплаты есть разница в квалификации и образовании. Связь между образованием и профессиональным обучением, с одной стороны, и оплатой труда - с другой, между образованием и производительностью труда отражает понятие человеческого капитала.

Человеческий капитал - это мера воплощенной в человеке способности приносить доход в течение жизни. Он включает природные способности человека, а также способности, приобретенные в процессе образования и повышения квалификации. Человеческий капитал создается, когда человек инвестирует сама в себя, и со временем эти инвестиции окупаются в виде высокой заработной платы или способности выполнять работу, приносящую больше удовлетворения.

Различают три вида инвестиций в человеческий капитал:

1) расходы на образование всех видов;

2) расходы на здравоохранение;

3) расходы на мобильность рабочей силы.

Люди с высшим образованием имеют в среднем и выше доходы. Принятие решения о получении высшего образования считают инвестиционным решением, которое учитывает затраты и выгоды.

Расходы на образование:

• прямые (плата за обучение, учебники и др.);

• альтернативные (упущенные доходы);

• неденежные (потеря досуга и др.).

Выгоды от образования:

• финансовые (выше зарплата);

• неденежные (удовольствие от развития интеллекта).

Точно сопоставить затраты и выгоды от образования невозможно, потому что они разорваны во времени: затраты осуществляются раньше, чем реализуются выгоды. Выгодность инвестиций в высшее образование определяет норма отдачи: чем она выше, тем выгоднее учиться. В условиях информационной революции знания становятся новым важным ресурсом и источником богатства.

В экономической литературе мы можем найти более полное определение понятия «человеческий капитал». Человеческий капитал - это сформированный, развитый в результате инвестиций и накопленный человеком (людьми) определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, который целенаправленно используется в той или иной сфере экономической деятельности, способствует росту производительности труда и благодаря этому влияет на рост доходов своего владельца, доходов предприятия и национального дохода.

Оценки инвестиций в человеческий капитал и доходов от его использования обычно осуществляется в денежной форме. Но следует заметить, что далеко не все инвестиции и не все доходы можно выразить в денежной форме. Кроме денежных затрат обучения, укрепления здоровья и иные действия, направленные на наращивание человеческого капитала, требуют минимум еще и нелегкого труда самого человека. Аналогично кроме денежных доходов (высших заработков) человек, который обладает большим человеческим капиталом, получает моральное удовлетворение, экономит время, имеет высокий социальный престиж и много других выгод.

Человеческий капитал является неотъемлемым фактором экономического роста. Как свидетельствуют исследования западных ученых, в течение последних десятилетий доля и роль человеческого капитала постоянно увеличиваются, в результате чего он превращается в главный фактор экономического роста на всех уровнях.

Американский экономист Дж. Вещь доказал, что производительность труда рабочей силы в городах растет на 2,8 % пропорционально каждого года дополнительного обучения.

 

III. Формирование новых умений и навыков

Работа в группах

Учащиеся класса объединяются в группы по пять-шесть человек в каждой. Каждый ученик достает из конверта «Профессии» карточку с названием профессии и цифровым кодом, который соответствует одному из образовательных уровней (см. приложение 1), и рабочую карточку «Жизненный уровень» (см. приложение 2). Попросите учеников вытащить из конвертов(№ 1, 2, 3, 4) карточки согласно своего цифрового кода и записать всю информацию на рабочей карточке. После завершения работы над бюджетом ученики делятся своими результатами в группе и дают ответы на вопросы (см. приложение 3).

Проведите обсуждение выполненного задания:

1. Почему одни люди зарабатывают больше денег, чем другие?

2. Какая связь существует между уровнем образования и заработной платой?

3. Существует взаимосвязь между уровнем образования и безработицей?

4. Существует ли различие в заработной плате мужчин и женщин? Чем это можно объяснить? Выскажите свое отношение к этому факту.

5. Или одинаковые доходы имеют люди с одинаковым образовательным уровнем? По каким причинам они могут быть разными?

6. Как влияет уровень образования и профессиональной подготовки на жизненный уровень людей?

7. Назовите несколько мер, которые вы могли бы предпринять сегодня для совершенствования своего человеческого капитала, и докажите, что эта работа в дальнейшем принесет вам выгоду.

 

IV. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся

Объясните высказывание: «Человеческий капитал - наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство... Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности».

 

V. Итог урока

Продолжите цепочку: инвестиции в образование → ...

Итак, в результате инвестиций в образование улучшаются знания, навыки, профессиональная подготовка человека, которые она использует в той или иной сфере экономической деятельности, что способствует росту производительности труда и увеличению доходов, повышению жизненного уровня, а также прибыли предприятия и национального дохода.

 

VI. Домашнее задание

1. Проработать материал учебника.

2. Подготовить презентации, в которых объяснить, как ученики могут совершенствовать свой человеческий капитал и как это может повлиять на выбор профессии и будущие доходы.

 

Приложение 1

 

Учитель

1

Стоматолог

1

Лаборант

2

Столяр

3

Няня

2

Повар

3

Маляр

4

Слесарь

4

Юрист

1

Садовник

4

Бухгалтер

3

Конструктор

2

Химик

1

Офтальмолог

2

Агроном

1

Секретарь

3

Мясник

4

Помощник судьи

2

Продавец

3

Экономист

1

Курьер

4

Администратор

в отеле 2

Воспитатель

2

Главный меха

ник 3

Санитарка

4

Экскурсовод

4

Ветеринар

1

Диспетчер

3

 

Образовательные уровни:

1 - высший образовательный уровень (выпускник института);

2 - неоконченное высшее образование;

3 - средний профессиональный уровень (выпускник колледжа);

4 - курсовая подготовка (выпускник профильной школы).

 

1

2

3

4

1300

800

1200

500

1200

700

900

450

1000

600

700

600

900

900

600

500

1000

1000

600

350

 

Приложение 2

 

РАБОЧАЯ КАРТОЧКА «Жизненный уровень»

Профессия___________________________

Образовательный уровень______________________

Месячный доход______________________

 

Статья бюджета (расходы)

Сумма, грн.

Коммунальные услуги

 

Продукты

 

Транспорт (автобус, троллейбус, автомобиль, топливо)

 

Налоги (30 % от месячного дохода)

 

Одежда

 

Отдых

 

Сбережения

 

Разное

 

Вместе

 

 

Приложение 3

 

1) Чем отличается ваш жизненный уровень от такового у других членов группы?

2) Опишите свой жизненный уровень, используя составленный вами бюджет.

3) отличается Ли ваша заработная плата от заработной платы других профессий вашего образовательного уровня? Чем это можно объяснить?

4) Каков ваш месячный доход по сравнению с доходом лиц, чей уровень отличается от вашего?

5) Сделайте выводы о взаимосвязи между заработной платой и уровнем образования.

6) Сделайте выводы о взаимосвязи между заработной платой и жизненным уровнем.