СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. stratum - слой, пласт, а также facere - делать) - процесс и результат социального расслоения элементов социальной структуры. Как процесс, это - поддерживаемое институциональными образцами, нормами, а также легитимными и нелегитимными моделями реального поведения воспроизведения неравного доступа индивидов и их объединений дефицитных благ и ресурсов. Как результат - это иерархическое, вертикальное размещение членов общества согласно степени владения и распоряжения определенными благами. Множество индивидов, для которых такая мера является общей или близкой по значению, образует социальный слой (социальную прослойку).
По М. Вебером, сусп. система состоит по крайней мере из трех порядков, в каждом из которых неравномерно распределяются самые дефицитные ресурсы: экон. порядок или распределение доходов и богатства; полет, порядок или распределение власти; социальный порядок или распределение авторитета, уважения, престижа. Мера присвоения конкретного блага или позиция на соответствующей вертикали наз. статусом (См. Статус социальный).
Различные направления соціол. теоретизирования приобретают определяющего в обществе того или иного типа порядка. В марксизме позиция в экономике, владение собственностью или исключительно рабочей силой обуславливает и позицию в распределении власти и престижа. За Т. Парсонсом, степень лояльности к доминирующих ценностей общества, мера их воплощения в реальном поведении определяет и меру участия в распределении богатства (мера вознаграждения), и степень участия в принятии решений. В конфліктол. версии Г. Дарендорфа решающим признается распределение власти в обществе, которым обеспечивается доступность материальных благ и символ, ресурсов в виде почета, чести и славы.
В функциональной теории С. с. неравенство интерпретируется как следствие неравенства позиций (функций, рабочих мест) с учетом их роль в функционировании и развитии общества, а неравенство в размере материального и морального вознаграждения является тем средством, которое мотивирует индивидов занимать позиции и тщательно выполнять свои служебные обязанности. Таким образом обосновывается тезис о функциональности, неуникненість социального неравенства, необходимость существования стратификации. Последняя идейно связана с естественно-научными представлениями о закономерностях эволюции неорганических систем и непосредственно апеллирует к второго закона термодинамики. Согласно им в природных системах доминирует тенденция к обретению состояния равновесия, отсутствия движения, то есть состояния тепловой смерти. В этом смысле постоянное воспроизводство неравенства, в которой, собственно, и воплощается организованность и порядок, препятствует ликвидации С. с. и установлению губительной для человеческого общества равновесия интересов, притязаний, установок и потребностей, что означало бы окончательную потерю импульсов к развитию и совершенствованию условий жизни.
Вместе с тем в концепциях С. с. ощутимые и еталітаристські тенденции. Они особенно заметны в представлениях о "среднем" или "новый средний класс". Средний - это большинство населения, которая формируется постепенно и характеризуется достаточно высоким благосостоянием, трудолюбием, дисциплинированностью, ответственностью, компетентностью. Средний - это не только выход за пределы возрастного противостояние богатства и бедности, но и особый тип лица, которому присуща соответствующая трудовая этика и система ценностей и норм. "Средний" в таком контексте указывает не только на положение между "высшим" и "низшим" классами.
Скорее наоборот: идея "среднего" является альтернативой прошлом и уже устаревшем разделения, который является источником социальной напряженности и конфликтов и уже не соответствует реалиям стабильных, экон. развитых демократий.