РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 7. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ
УРОК 48. Строение и функции кожи
Образовательная цель: изучить строение кожи,
ознакомить с основными ее функциями, сформировать знания о взаимосвязи
строения и функций кожи.
Основные понятия и термины: кожа,
эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка.
Оборудование: таблица «Строение кожи»,
лупы, микроскоп, предметное стекло.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
I. Актуализация опорных знаний
учащихся. (Беседа за вопросами.)
- Что такое теплопродукция?
- Что такое теплоотдача?
- Благодаря чему поддерживается
постоянная температура тела?
II. Изучение нового материала.
1. Кожа и ее свойства.
(Беседа).
2. Строение кожи. (Рассказ учителя
с использованием таблицы и составлением схемы).
3. Производные кожи. (Рассказ учителя
и составление схемы).
4. Функции кожи. (Рассказ учителя
с элементами беседы).
Функции кожи:
- защита организма от вредных
воздействий окружающей среды;
- выделяет продукты обмена веществ;
- воспринимает раздражение;
- участие в терморегуляции;
- участие в процессах обмена
витаминов;
- депо крови в организме;
- запас энергетического материала -
жиров.
III. Закрепление знаний учащихся.
(Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточкой.)
Лабораторная работа №5.
Тема. Строение кожи, ногтя, волоса.
Цель: изучить макро - и микроскопическое
строение кожи, волоса, ногтя.
Інструктивна карточка
Ход работы
1. Рассмотрите кожу открытых частей
тела, например, рук. Обратите внимание на цвет кожи, характер ее поверхности,
упругость.
2. С помощью лупы рассмотрите кожу
ладони, найдите поры. Определите, каково их значение.
3. Рассмотрите мікропрепарат кожи.
Найдите на нем структуры кожи. Сравните то, что увидели под микроскопом,
с рисунками в учебнике и таблицы.
4. С помощью лупы рассмотрите
ноготь. Найдите ногтевую пластинку и ногтевой валик. Посмотрите на цвет
ногтя. Ногтевая пластинка здорового ногтя имеет розовый цвет по всей поверхности
и белый возле ногтевого валика. Чем бы вы объяснили этот факт?
5. Нарисуйте схему строения ногтя.
Сделайте подписи рисунка и его частей.
6. Возьмите волос, положите ее
на предметное стекло и внимательно рассмотрите с помощью лупы, а затем при малом
увеличении микроскопа. Найдите стержень и волосяную луковицу. Почему, на ваш
взгляд, волосяная луковица получила именно такое название?
7. На основе изученного заполните
таблицу.
Строение кожи
Слои кожи
|
Особенности строения
|
Функции
|
|
|
|
8. Сделайте выводы об особенностях
строения кожи и ее образований.
IV. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.