Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 7. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ

 

УРОК 48. Строение и функции кожи

 

Образовательная цель: изучить строение кожи, ознакомить с основными ее функциями, сформировать знания о взаимосвязи строения и функций кожи.

Основные понятия и термины: кожа, эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка.

Оборудование: таблица «Строение кожи», лупы, микроскоп, предметное стекло.

Структура урока, основное содержание и методы работы

I. Актуализация опорных знаний учащихся. (Беседа за вопросами.)

- Что такое теплопродукция?

- Что такое теплоотдача?

- Благодаря чему поддерживается постоянная температура тела?

II. Изучение нового материала.

1. Кожа и ее свойства. (Беседа).

2. Строение кожи. (Рассказ учителя с использованием таблицы и составлением схемы).

 

 

3. Производные кожи. (Рассказ учителя и составление схемы).

 

 

4. Функции кожи. (Рассказ учителя с элементами беседы).

Функции кожи:

- защита организма от вредных воздействий окружающей среды;

- выделяет продукты обмена веществ;

- воспринимает раздражение;

- участие в терморегуляции;

- участие в процессах обмена витаминов;

- депо крови в организме;

- запас энергетического материала - жиров.

III. Закрепление знаний учащихся. (Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточкой.)

 

Лабораторная работа №5.

 

Тема. Строение кожи, ногтя, волоса.

Цель: изучить макро - и микроскопическое строение кожи, волоса, ногтя.

Інструктивна карточка

Ход работы

1. Рассмотрите кожу открытых частей тела, например, рук. Обратите внимание на цвет кожи, характер ее поверхности, упругость.

2. С помощью лупы рассмотрите кожу ладони, найдите поры. Определите, каково их значение.

3. Рассмотрите мікропрепарат кожи. Найдите на нем структуры кожи. Сравните то, что увидели под микроскопом, с рисунками в учебнике и таблицы.

4. С помощью лупы рассмотрите ноготь. Найдите ногтевую пластинку и ногтевой валик. Посмотрите на цвет ногтя. Ногтевая пластинка здорового ногтя имеет розовый цвет по всей поверхности и белый возле ногтевого валика. Чем бы вы объяснили этот факт?

5. Нарисуйте схему строения ногтя. Сделайте подписи рисунка и его частей.

6. Возьмите волос, положите ее на предметное стекло и внимательно рассмотрите с помощью лупы, а затем при малом увеличении микроскопа. Найдите стержень и волосяную луковицу. Почему, на ваш взгляд, волосяная луковица получила именно такое название?

7. На основе изученного заполните таблицу.

 

Строение кожи

 

Слои кожи

Особенности строения

Функции

 

 

 

 

8. Сделайте выводы об особенностях строения кожи и ее образований.

IV. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.