Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 7. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ

 

УРОК 47. Поддержание температуры тела. Теплопродукция. Теплоотдача

 

Образовательная цель: установить роль кожи в обмене веществ и терморегуляции, раскрыть значение энергетического обмена в организме человека.

Основные понятия и термины: терморегуляция, теплопродукция, теплоотдача.

Оборудование: диаграмма отдачи тепла организмом.

Структура урока, основное содержание и методы работы

I. Актуализация опорных знаний учащихся. (Беседа по вопросам).

- Что нужно для жизнедеятельности организма?

- Что является источником энергии в организме человека?

- Что происходит с энергией в организме человека?

II. Изучение нового материала.

1. Постоянство температуры организма человека. Теплопродукция. (Рассказ учителя с элементами беседы, рассмотрение схемы «Регуляция температуры тела».)

Электрическая энергия нервных импульсов, химическая энергия окисления органических веществ, механическая энергия сокращение мышц - превращаются в тепловую энергию.

Теплопродукция - это выработка теплоты в организме в результате энергетического преобразования в живых клетках.

Тепло, необходимое для поддержания постоянной температуры тела (+36,5 ... +36,9 °С).

Изменение температуры в течение суток.

Почему в организме человека сохраняется постоянная температура тела в разное время года и разных видах деятельности, хотя в организме постоянно образуется тепло?

2. Теплоотдача. Органы теплоотдачи. (Рассказ учителя с элементами беседы и рассмотрение схемы).

Теплоотдача - это переход тепла, образованного в процессах жизнедеятельности, из организма в окружающую среду.

Органы теплоотдачи: кожа, легкие, органы выделения.

3. Терморегуляция. Механизм терморегуляции. (Рассказ учителя).

Терморегуляция - это уравновешенность процессов образования и отдачи

тепла в организме.

4. Рефлекторный характер теплорегуляции. (Рассказ учителя с использованием схемы «Регуляция температуры тела»).

III. Закрепление знаний учащихся. (Беседа по вопросам).

- Как изменяется теплоотдача организмом при понижении температуры окружающей среды?

- Как изменяется теплоотдача организмом при повышении температуры окружающей среды?

- Что такое терморегуляция?

- Какие рецепторы участвуют в терморегуляции?

IV. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.