Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология уроки для 10 классов

МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ

 

УРОК 47. ОБОБЩЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

 

Цели урока: обобщить и закрепить знания о тканевый, органный и организменный уровни организации живой материи.

Оборудование и материалы: таблицы «Ткани растений», «Ткани животных», учебник, тетрадь.

Базовые понятия и термины: многоклеточные организмы, ткани, органы, системы органов, регуляция, гістотехнології.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Обсуждение и обобщение материалов темы

Вопросы для беседы

1. Чем отличаются между собой клетки одноклеточных и многоклеточных еукаріотичних организмов?

2. Чем ткани растений отличаются от тканей животных?

3. С помощью каких механизмов растения регулируют физиологические процессы в своих организмах?

4. С помощью каких механизмов животные регулируют физиологические процессы в своих организмах?

5. Где могут использоваться достижения современных гістотехнологій?

6. Какое значение для человека имеет исследования стволовых клеток?

III. Контроль знаний по теме

Вариант И

1. Образующей тканью растений являются:

а) меристема;

б) эпидерма;

в) ксилема;

г) пробка.

 

2. Ткань, клетки которой расположены на базальной мембране:

а) нервная;

б) эпителиальная;

в) соединительная;

г) мышечная.

 

3. В состав пищеварительной системы входит:

а) сердце;

б) почка;

в) легкие;

г) желудок.

 

4. Телом водорослей является:

а) талом;

б) корень;

в) побег;

г) письмо.

 

5. Установите соответствие между функциями и явлениями.

1 Защитная

2 Структурная

3 Транспортная

4 Дыхательная

А Рост костей скелета

Бы Образование кутикулы

В Увеличение количества устьиц

Г Выделение нектара

Д Проведение газов аеренхімою

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите этапы движения питательных веществ в организме в последовательности от первого до последнего:

а) пищеварительная система;

б) транспортная система;

в) выделительная система;

г) клетки-потребители.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Вариант II

1. Покровной тканью растений являются:

а) меристема;

б) эпидерма;

в) ксилема;

г) паренхима.

 

2. Мышечная ткань, из которой образована мускулатура руки:

а) сердечная;

б) посмугована;

в) непосмугована;

г) камбий.

 

3. Стволовыми клетками крови образованы:

а) лейкоциты;

б) дендриты;

в) ногти;

г) меристемы.

 

4. Орган, с помощью которого растение закрепляется в почве:

а) талом;

б) корень;

в) побег;

г) письмо.

 

5. Установите соответствие между терминами и определениями.

1 Вентиляционная ткань

2 Аксон

3 Сосудисто-волокнистый пучок

4 Базальная мембрана

А Структура, образована сосудами, трахеїдами и ситоподібними трубками вместе с механическими и основными тканями

Бы Основная ткань, выполняет функцию газообмена и проведение газов до различных тканей

В Двигательные реакции органов растений (в виде изгибов), которые возникают в ответ на действие раздражителей окружающей среды и не имеют определенного направления

Г Тонкий плотный слой, пучок межклеточной вещества, образованный клетками эпителия

Д Удлиненный, разветвленный на конце отросток нейрона

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите этапы движения кислорода в организме млекопитающих в последовательности от первого до последнего:

а) клетки-потребители;

б) трахея;

в) артерии;

г) альвеолы.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Вариант III

1. Основной тканью растений являются:

а) коленхима;

б) паренхима;

в) кутикула;

г) соединительная ткань.

 

2. Ткань, образующая кости:

а) нервная;

в) соединительная;

б) эпителиальная;

г) флоэма.

 

3. В состав кровеносной системы входит:

а) сердце;

б) желудок;

в) легкие;

г) поджелудочная железа.

 

4. Орган листостебельных растений, который выполняет функцию фотосинтеза:

а) талом;

б) корень;

в) подземный побег;

г) письмо.

 

5. Установите соответствие между функциями и явлениями.

1 Секреторная

2 Защитная

3 Репродуктивная

4 Дыхательная

А Поглощения кислорода эритроцитами

Бы Плач

В Скопление фагоцитов вокруг занозы

Г Образование спор

Д Образования клеток коленхіми в первичной коре

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите этапы движения углекислого газа в организме млекопитающих в последовательности от первого к последнего:

а) клетки тела;

б) альвеолы;

в) трахея;

г) вены.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Вариант IV

1. В состав флоэмы у растений входят:

а) нектарники;

б) трахеїди;

в) сочевички;

г) ситоподібні трубки.

 

2. В состав выделительной системы входит:

а) аорта;

б) мочевой пузырь;

в) бронхи;

г) печень.

 

3. Тканью растений являются:

а) коленхима;

б) лимфа;

в) кровь;

г) кутикула.

 

4. Орган, с помощью которого растение размножается половым способом:

а) талом;

б) корень;

в) цветок;

г) письмо.

 

5. Установите соответствие между функциями и явлениями.

1 Защитная

2 Структурная

3 Транспортная

4 Дыхательная

А Доставка ксилемой воды

Бы Образование нектара

В Увеличение в крови количества лейкоцитов

Г Заполнению рыхлой соединительной тканью промежутков между органами

Д Сокращение диафрагмы

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите этапы движения углеводов в растении картофеля в последовательности от первого до последнего:

а) флоэма;

б) жилка;

в) паренхима листа;

г) бульба.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Вариант V

1. В состав ксилемы растений в входят:

а) нектарники;

б) трахеїди;

в) сочевички;

г) ситоподібні трубки.

 

2. Тканью животных являются:

а) коленхима;

б) паренхима;

в) пробка;

г) нейроглия.

 

3. Орган, с помощью которого растение осуществляет фотосинтез:

а) плод;

б) корень;

в) цветок;

г) письмо.

 

4. По трахеях животных перемещается:

а) водный раствор;

б) масло;

в) мед;

г) воздух.

 

5. Установите соответствие между функциями и явлениями.

1 Секреторная

2 Регуляторная

3 Репродуктивная

4 Питательная

А Поглощение минеральных веществ корнями

Бы Увеличение количества древесины в стебле

В Выделении в кровь продуктов секреции гипоталамуса

Г Почкования гидры

Д Образования нектара

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите этапы движения воды в растению ивы в последовательности от первого до последнего:

а) устьица;

б) паренхима листа;

в) корневые волоски;

г) ксилема.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Вариант VI

1. Образующей тканью растений являются:

а) эпидерма;

б) меристема;

в) ксилема;

г) пробка.

 

2. Ткань, клетки которой расположены на базальной мембране:

а) нервная;

б) мышечная;

в) соединительная;

г) эпителиальная.

 

3. Мышечная ткань, из которой образована мускулатура желудка:,

а) сердечная;

б) непосмугована;

в) посмугована;

г) эпителиальная.

 

4. Система, в состав которой входят почки:

а) нервная;

б) опорно-двигательная;

в) дыхательная;

г) выделительная.

 

5. Установите соответствие между функциями и явлениями.

1 Дыхательная

2 Транспортная

3 Структурная

4 Защитная

А Рост костей скелета

Бы Образование кутикулы

В Увеличение количества устьиц

Г Выделение нектара

Д Проведение газов аеренхімою

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите этапы движения питательных веществ в организме в последовательности от последнего к первому:

а) пищеварительная система;

б) транспортная система;

в) выделительная система;

г) клетки-потребители.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

IV. Домашнее задание