Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология уроки для 10 классов

МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ

 

УРОК 46. КОЛОНИИ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ

 

Цели урока: рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности колоний многоклеточных организмов; сравнить их с особенностями строения и жизнедеятельности колоний одноклеточных организмов.

Оборудование и материалы: таблицы или слайды из презентации «Железы внутренней секреции », « Нервная система человека», «Головной мозг человека», «Колониальные простейшие», «Колониальные кишковопорожнинні», «Моховатки».

Базовые понятия и термины: колониальные простейшие, колониальные многоклеточные организмы, колония, многоклеточный организм, одноклеточный организм, распределение функций, сифонофори, коралловые полипы, моховатки.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

Вопросы для беседы

1. Как осуществляется регуляция функций в организме животных?

2 Как осуществляется регуляция функций в организме растений?

3. Чем отличается регуляция функций в организмах животных и растений?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Колониальными багатоклітинними организмами являются те, которые в результате нестатевого размножении остаются соединенными с особями следующих поколений, образуя более-менее сложные группировки - колонии. Особенности их строения и жизнедеятельности лучше всего рассмотреть на примере колониальных кишечнополостных (гідроїдів и коралловых полипов) и мшанок.

Типичными колониальными представителями гідроїдів есть сифонофори. Каждая колония состоит из сифонофор видоизмененных полипов и медуз, которые глубоко морфологически и функционально специализированные. Взаимная интеграция и специализация при этом достигает такой глубины, что колония приобретает черты единого организма.

Медузы только случайно могут отделяться от колонии, обычно они все время своей жизни находятся прикрепленными к ней; отдельные медузоиды (морфологически специализированные медузы) имеют радиальной симметрии: они часто являются двобічносиметричними или вообще асимметричными, с искривленными радиальными каналами.

Скелет у сифонофор отсутствует в любых формах. Размеры интегрированных медузоїдно-поліпоїдних колоний могут колебаться от 2 мм до 10 м (обычно 5-20 мм). Кнідом может включать десмонеми и стенотелі.

Все сифонофори могут быть представлены (и, вероятно, это соответствует их эволюционной истории) как большой одиночный полип, расположен «вверх ногами», то есть ротовым (оральным) полюсом вниз, а противоположным (аборальним) вверх; на аборальному полюсе во многих видов развивается наполненный воздухом пузырь (пневматофор), выполняющий роль поплавка. Этот большой полип формирует ось, или ствол, колонии.

Под пневматофором находится регион, где развиваются купола медузоїдів, или нектофори. Благодаря пульсации нектофорів вся колония способна к самостоятельному движению. Обычно каждая колония имеет несколько нектофорів, совокупность которых называется нектосомою. Анатомическое строение нектосоми является важным признаком, который используется для определения систематического положения ряда видов Сифонофори.

Под нектосомою расположен регион почек, из которых развиваются все элементы, лежащие ниже. Часть колонии, расположена под нектосомою, называется сифосома и состоит из повторяющихся структурных элементов, называются кормідіумами.

Сверху каждого кормідіума находится одна или несколько криючих лопастей - модифицированных медуз, выполняют роль защитного щитка. Другим элементом кормідіума есть пальпони (дактілозооїди). Эти полипообразные (или манубріумоподібні) зооїди с нитевидными стрекательными щупальцами также выполняют защитную роль. Расположенные здесь же гастрозооїди специализированные на питании; им обычно присуще одно длинное щупальце с ответвлениями особой формы, называемые тентілами. Эти пищевые щупальца могут быть чрезвычайно длинными, и, поскольку в колонии существует большое количество гастрозооїдів, их многочисленные длинные щупальца с мощными нематоцистами охватывают значительный объем воды, эффективно вылавливая добычу.

Репродуктивная функция в колонии выполняется медузоїдними гонофорами, что отходят от разветвленной структуры, которая называется гонодендрум. Гонады (половые железы) развиваются на их манубріумах. Эти медузоиды сифонофор, в отличие от других рядов гидроидных, никогда не высвобождаются и переходят к самостоятельному существованию. Тем не менее целый конечный кормідіум может отрываться от колонии, за счет чего достигается более широкое распространение репродуктивных элементов.

Коралловые полипы (Anthozoa) образуют крупнейшую по количеству подклассов и наиболее организованную группу кишечнополостных. Это исключительно морские организмы, ведущие прикрепленный образ жизни. Встречаются как колониальные, так и одиночные виды кораллов. В отличие от гидроидных, в коралловых полипов внутренняя полость разделена перегородками на камеры. По размерами они значительно больше от гидроидных. В них отсутствует смена поколений и медузна стадия. Есть еще ряд менее заметных отличий.

Колониальные кораллы часто образуют коралловые рифы. Они живут преимущественно на глубине до 20-40 м, в теплой воде (не меньше 20 °С среднегодовой температуры), при солености около 3,5 %о. Вода имеет быть чистой, но с планктоном и достаточным количеством кислорода. Большое значение для многих видов коралловых полипов имеют их симбіонти - водоросли зооксантели, которые живут в тканях полипов и обеспечивают их продуктами своего фотосинтеза.

Вокруг ротового отверстия в коралловых полипов расположен венчик ярко окрашенных щупалец, благодаря которым некоторые из них внешним видом напоминают цветы. От этого и пошло латинское название классаAnthozoa (Anthoz - цветок, zoon - животное).

Большинство кораллов выделяет твердую вапнисту трубочку или чашечку - скелет. Внутри трубочки могут быть радиальные перегородки - септи, а также горизонтальные перегородки - донышка. Вапнисті скелеты отдельного лица кораллов называются кораллитами.

Моховатки - прикрепленные колониальные животные, обитающие преимущественно в морях. Колонии имеют вид мха или лишайника, с чем и связано их название (Brio - мох, Zoon - животное), Они встречаются в виде маленьких кустиков или округлых тел, а также в виде пленок или корок, покрывающих подводные предметы. Некоторые колонии имеют вид сетки. Живут они преимущественно на глубинах до 500 м, но опускаются и до 5700 м. Колонии мшанок насчитывают в себе много лиц (зооїд), которые размещаются в отдельных хитиновых или известковых ячейках. Величина отдельной личности, редко превышает 3 мм, имеет мешочкообразное тело, сверху с ротовым отверстием, вокруг которого есть венчик из щупалец.

Внутренняя организация мшанок значительно сложнее, чем кишечнополостных, но их колонии образуются также путем разделения и многие из них напоминают гидроидных полипов.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Дать ответы на вопросы:

1. Какие организмы называют колониальными?

2. Которые многоклеточные организмы образуют колонии?

3. Какие особенности строения и жизнедеятельности присущи сифонофорам?

4. Какие особенности строения и жизнедеятельности присущи коралловым полипам?

5. Какие черты сходства имеют колонии одноклеточных и многоклеточных организмов?

6. Чем отличаются колонии одноклеточных и многоклеточных организмов?

V. Домашнее задача