МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ
УРОК 48. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЛЕКУЛЯРНОГО, КЛЕТОЧНОГО И ТКАНЕВОГО УРОВНЕЙ ЖИЗНИ
Цели урока: обобщить представление
учащихся об особенностях организации молекулярного, клеточного и тканевого уровней
жизни; обсудить особенности функционирования живых систем на этих уровнях.
Оборудование и материалы: таблицы или
слайды из презентации «Химический состав живых организмов», «Органические вещества живых
организмов», «Строение прокаріотичної клетки», «Строение клетки животных», «Строение
клетки растений», «Особенности строения и многообразие вирусов», «Ткани животных»,
«Ткани растений».
Базовые понятия и термины:
молекулярный уровень жизни, клеточный уровень жизни, тканевый уровень жизни,
биохимия, цитология, гистология.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация
опорных знаний и мотивация учебной
деятельности учащихся
Вопросы для беседы
1. Какие химические элементы входят в
состав живых организмов?
2. Какие органические вещества являются в живых
организмах?
3. Какие особенности строения имеет
прокаріотична клетка?
4. Какие особенности строения имеет
клетка животных?
5. Какие особенности строения имеет
клетка растений?
6. Какие особенности строения имеют
ткани животных?
7. Какие особенности строения имеют
ткани растений?
8. На какие органы делится тело
растений?
III. Обобщение, систематизация и
контроль знаний и умений
учащихся
Учитель проводит беседу с учащимися,
напоминая им основные свойства живых систем, уровни организации живого.
Основные свойства живого
Свойство живого
|
Характеристика свойства
|
Определенный химический состав
|
Для всех живых систем является
характерно определенное соотношение по содержанию различных химических элементов, которое
отличается от соотношения по содержанию химических элементов в неживых
системах, и наличие определенных групп веществ, называют органическими веществами
|
Многоуровневость организации
|
Биологические системы имеют несколько
уровней организации, каждому из которых присущи определенные черты и особенности
|
Наличие обмена веществ
|
Все живые системы могут
функционировать лишь при условии существования обмена веществ и энергии с окружающей
средой. Прекращение обмена приводит к прекращению жизнедеятельности живого
системы
|
Способность к саморегуляции
|
Наличие обмена веществ требует
от живых систем осуществления постоянной регуляции своих внутренних процессов и
процессов взаимодействия с окружающей средой. Отсутствие или нарушение
саморегуляции приводит к прекращению процессов обмена
|
Раздражимость
|
Это способность адекватно реагировать
на внешние или внутренние воздействия. Раздражимость живой системы является основой ее
эффективной саморегуляции, ибо без получения адекватной информации относительно воздействий
любая регуляция невозможна
|
Способность к размножению
|
Любая живая система способна к
самовоспроизводство. Невозможность размножения приводит к вымиранию живого
системы
|
Способность к развитию
|
Все живые системы в течение
индивидуального существования постепенно видоизменяются (процесс онтогенеза). Кроме
того, они изменяются в процессе эволюции
|
Главные уровни организации живых
систем:
·
молекулярный;
• клеточный;
·
органо-тканевый;
• организменный;
·
екосистемний;
• биосферный.
Работа в группах
Класс объединяется в группы по
три-пять учеников, каждая из которых обсуждает проблемный вопрос. Затем группы
сообщают свои варианты решения поставленных вопросов и ставят вопросы к
докладчиков из других групп.
Возможные проблемные, вопросы для
обсуждение
1. Почему соотношение атомов
химических элементов в неживой природе и живых организмах отличаются?
2. Какие особенности строения крупных
органических молекул дают им возможность эффективно выполнять свои функции?
3. Почему для хранения наследственной
информации живые организмы используют ДНК, а не белки или липиды?
4. Каким образом в клетке эукариот
могло появиться ядро?
5. Каким образом в клетке эукариот
мог появиться цитоскелет?
6. Каким образом в клетке эукариот
могли появиться двомембранні органеллы?
7. В каких случаях организмам
нужен апоптоз?
8. Какие факторы влияют на
гистогенез и органогенез?
IV. Задание на лето