Тема. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И
РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
УРОК 47. СИСТЕМА ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
КАК ОТРАЖЕНИЕ ЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Цели урока: рассмотреть систему
органического мира как отражение его исторического развития; развивать
аналитическое мышление; воспитывать любовь к природе.
Оборудование и материалы: таблицы или
слайды презентации с изображением родственных связей различных групп организмов,
стадий эмбриогенеза и палеонтологических находок.
Базовые понятия и термины: живые
организмы, эволюция, историческое развитие, систематические категории царства,
надцарства.
ХОД УРОКА
I. Организационный
этап
II. Актуализация
опорных знаний и мотивация учебной
деятельности учащихся
Вопросы для беседы
1. Когда появились основные систематические
группы?
2. Какие особенности были присущи
экосистемам палеозоя?
3. Какие особенности были присущи
экосистемам мезозоя?
III. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами
беседы
Сегодня описано свыше 2 млн.
видов животных, 0,5 млн. видов растений, около 100 тыс. видов грибов. Для
сохранение информации о такое огромное разнообразие живые организмы
классифицируют (систематизируют) - объединяют в группы, руководствуясь определенными критериями.
Этим занимается систематика - наука, которая изучает и описывает живые организмы, а также
устанавливает родственные связи между ними. Различают искусственную и естественную системы.
Основная задача современной систематики - построить естественную систему, т.е.
объединить филогенетически родственные группы организмов на основании данных палеозоології,
генетики, биохимии и других наук. Таким образом, основной критерий естественной
системы - эволюционное родство особей, а не сходство их внешних признаков
(как в искусственной).
Структурными единицами системы являются
таксоны - вид, род, семья, ряд, порядок, класс, тип, царство. Все таксоны
образуют иерархическую систему - каждый таксон включает таксоны низшего порядка:
тип - классы, класс - ряды и т. д. Высшим систематическим таксоном записи в системе
живого мира считается царство. Иногда употребляется категория надцарство. В
этом случае всех живых организмов группируют в надцарство Прокариоты и
надцарство Эукариоты. Прокариоты представлены царствами Дроб'янки, к которым
относятся бактерии и сине-зеленые водоросли не имеют клеточного ядра, и
Архебактерии. К надцарства Эукариоты принадлежат царства: Растения, Животные,
Грибы. Однако, современная систематика выделяет гораздо больше царств. Это стало
следствием появления новых методов исследования живых организмов, которые позволили
более подробно установить степень родственных связей между различными группами живых
организмов и проследить их историческое развитие.
Новые методы молекулярной биологии и
цитологии позволили подтвердить значительную роль симбіогенезу в происхождении многих
крупных таксонов. Так, происхождение эукариот сопровождалось и горизонтальным
переносом генов, и несколькими симбіогенезами с представителями различных групп
прокариот.
Также оказалось, что новые
систематические группы могут возникать путем потери их предковою форме каких
важных компонентов. Так, потеря пластид водорослями привела к образованию
группы оомікотових грибов.
Подробный анализ позволил выявить
группы поліфілетичного происхождения, которые сейчас образуют одну систематическую
категорию, но происходят от разных предкових форм. Яркий пример такой группы
- класс Млекопитающие. В течение мезозойской эры существовало много форм теріоморфних
рептилий, которые эволюционировали в направлении приобретения характерных признаков млекопитающих.
Потомки одной из этих групп стали яйцекладними млекопитающими, а потомки второй -
сумчатыми и плацентарними. Сейчас мы объединяем их в один класс.
Очень интересной группой с этой точки
зрения являются рептилии. На протяжении всей истории этой группы в ее пределах существовало две
линии, которые развивались параллельно и, возможно, вообще были потомками двух
различных предкових форм. Первая линия - теріоморфні пресмыкающиеся - была господствующей в
конце палеозоя и стала предковою группой для млекопитающих. Вторая линия - завроморфні
пресмыкающиеся - царила в мезозое и стала предковою для ящериц, змей, крокодилов,
динозавров, летающих рептилий и птиц.
IV. Обобщение,
систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Дать ответы на вопросы:
1. Какие категории выделяют в
систематике живых организмов?
2. Всегда ли организмы, которые относятся
к одной систематической группы, имеют одного предка?
3. Каким образом могут появляться новые
систематические группы?
4. Какую практическую пользу приносит
человеку создание системы органического мира?
V. Домашнее
задача