Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки биологии в 11 классе

Тема. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

УРОК 46. ПОЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП ОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОСИСТЕМ

 

Цели урока: рассмотреть появление основных систематических групп организмов на Земле, проанализировать их влияние на формирование экосистем; развивать логическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: таблицы или слайды презентации с изображением схем филогенетических связей основных таксонов живых организмов, геохронологическая шкала.

Базовые понятия и термины: систематика, царство, тип, отдел, геохронологическая шкала, вымирание, экосистемы.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

Вопросы для беседы

1. Когда зародилась жизнь на Земле?

2. Какие особенности эволюции присущи прокаріотичним одноклеточным организмам?

3. Какие особенности эволюции присущи еукаріотичним одноклеточным организмам?

4. Какие особенности эволюции присущи багатоклітинним организмам?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы Заполнение таблицы вместе с учениками

 

Основные события в истории органического мира

 

Эры и периоды геохронологической шкалы

Время, млн. лет назад

Основные события

Архейская эра

3900-2500

Появление жизни, эволюция прокаріотичних организмов и экосистем

Протерозойская эра

2500-550

Изменение атмосферы в кислородную благодаря деятельности фотосинтезирующих организмов. Возникновение эукариот (1600 млн. лет назад), многоклеточных организмов. Появление основных групп водорослей и простейших, предков грибов и животных

Палеозойская эра. Кембрийский период

550-490

Появление членистоногих, моллюсков, червив, кишечнополостных, первых хордовых. Распространение форм, которые имеют твердый скелет

Ордовікський период

490-443

Распространение зеленых и красных водорослей, иглокожих, членистоногих, моллюсков, кишечнополостных

Сілурійський период

443-416

Появление круглоротых и рыб, распространение губок, выход на сушу первых сосудистых растений

Девонский период

416-360

Возникновения плаунов, хвощей, папоротников и первых голосеменных растений. Выход на сушу первых земноводных, возникновения пауков, клещей, насекомых

Каменноугольный период

360-299

Появление рептилий и хвойных голосеменных растений, расцвет амфибий и высших споровых растений

Пермский период

299-251

В конце периода происходит крупнейшее вымирание в истории фанерозоя. Исчезло 90 % водных видов и 70 % наземных

Мезозойская эра. Триасовый период

251-199

Появление первых яйцекладных млекопитающих, динозавров, летающих рептилий, крокодилов и предкових форм птиц. Появляются двукрылые, прямокрылые и перепончатокрылые насекомые

Юрский период

199-145

Расцвет динозавров, морских и летающих рептилий

Меловой период

145-65

Появление и распространение покрытосеменных растений, возникновение змей и основных отрядов млекопитающих. В конце периода - массовое вымирание. Исчезло 70 % водных видов и до 50 % наземных

Кайнозойская эра. Палеоген период

65-25

Расцвет и распространение млекопитающих, птиц, насекомых, моллюсков, покрытосеменных растений, появление рукокрылых

Неоген период

25-2

Появление человекообразных обезьян и семьи Люди

Четвертичный период

2 - наше время

Появление человека

 

Живые организмы всегда существовали не поодиночке. Они были составляющими экосистем и возникновение новых форм часто приводило к значительным изменениям в экосистемах. Первая экологическая катастрофа в истории нашей планеты была связана с деятельностью фотосинтетических организмов. Сначала они образовывали небольшие группировки, вокруг которых среда была насыщена кислородом. В этих условиях выживало немного видов, потому что кислород был сильным ядом для организмов, приспособленных к жизни в анаэробных условиях. Когда же накопление кислорода в атмосфере достигло определенного предела и атмосфера стала окислительной, огромная количество видов вымерла. Полностью изменились биогеохимические процессы и пути круговорота элементов. Теперь уже анаэробные организмы образовывали небольшие группировки в недосягаемых для кислорода местах.

Еще одним примером резкого изменения экосистем является пермсько-тріасове вымирания. В течение пермского периода голосеменные растения заняли все водороздільні местности, на которых к тому времени не могли расти высшие споровые растения из-за дефицита влаги. Это привело к резкого уменьшения стока минералов и питательных веществ в водные экосистемы вследствие эрозии. К тому же, в это время материки образовали единый материк Пангею, что значительно сократило длину береговой линии. Следствием этих процессов стало самое массовое вымирание в истории фанерозоя.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в меловом периоде. Распространение покрытосеменных растений и образования ими дерновых покровов на поверхности почвы снова существенно снизило поток минералов и питательных веществ в водные экосистемы. Как следствие - массовое вымирание в первую очередь водных организмов. Наземные экосистемы пострадали значительно меньше, хотя и там формирование экологической формы мелких растительноядных позвоночных привело к существенных последствий. Благодаря постоянной температуре тела млекопитающие смогли эволюционировать в мелких травоядных. Соответственно, появились и мелкие хищники, которые эффективно на них охотились. Но не менее эффективно они могли охотиться и на молодых динозавров.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Дать ответы на вопросы:

1. Когда появились основные систематические группы?

2. Какие особенности были присущи экосистемам палеозоя?

3. Какие особенности были присущи экосистемам мезозоя?

V. Домашнее задача