Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 4. ГНОСЕОЛОГИЯ

 

 

§ 2. Варианты и инварианты понятийного содержания гносеологии

Познание как отражение

 

Этот вариант понимания познания связан с предыдущим. Но, в отличие от предыдущей точки зрения, понимание познания как отражения подвержено и в субъекте усматривать истоки активности, способной действовать на субъекта как воспринимаемая этой внешней активности, который фиксирует эти действия в чувственности и мышлении. Субъект, таким образом, уподобляется пассивном реєстратові отображений объекта. И что большая его активность, то точнее, без субъективных примесей он изображает сущность отображаемого объекта в знаниях о нем.

Познание как отражение рассматривали еще древнегреческие материалисты, но своего пика эта позиция достигла в философии марксизма.

Остановимся подробнее на материалистической концепции познания как отражения действительности. Отражение - это взаимодействие двух систем, в результате которой особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико-материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи она обладает своими специфическими характеристиками. Нас на данный момент интересуют особенности отражения в познавательном процессе, который происходит на уровне человеческого сознания. Процесс познания при таких условиях получает форму взаимодействия объективного мира и человеческого сознания. Объективный мир воздействует на сознание человека своим особым, специфическим для него способом. Результатом воздействия объективного мира на сознание субъекта являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности объекта отображается. Но воспроизведение особенностей отображаемого объекта в образах сознания происходят согласно особенностей отображаемой системы, то есть сознания. А это означает, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, есть субъективные по форме, то есть имеют в себе определенные характеристики субъекта. Субъективность сознания связана с тем, что эти образы - нечто идеальное. К. Маркс так определяет идеальное: «Идеальное - это материальное, пересаженное в человеческую голову и перетворюване в ней». Идеальными образы называют потому, что, хотя по содержанию они и отвечают объективным предметам и явлениям, но не содержат в себе никакого материального свойства, то есть лишены массы, протяженности и т. п. Идеальное отличается от материального так, как мысль о тот или иной предмет отличается от самого предмета. Мысль иметь миллион денег и держать их в кармане-принципиально разные вещи.

Версия познание как отражение отметила особом значении присущих субъекту чувственности и разума. В соответствии с ним выделяют две формы познания.

В философских системах Нового времени это познание чувственное и рациональное. Эти формы знания чаще всего рассматривают как два последовательных этапа его формирования. О различии оценки роли двух форм знания говорилось в темах о рационализм и эмпиризм как гносеологическая теории. Поэтому основное внимание уделим анализу форм чувственного и рационального познания как этапов познавательного процесса, взаимодействуют.

Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание. Оно включено в материально-чувственную деятельность людей и связано с непосредственными контактами человека с внешним миром.

Самой простой, элементарной формой чувственного познания является ощущение. Ощущение возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздействие той или иной вещи, порождая материальную реакцию организма, одновременно превращается в новую, не свойственную предмету качество - его субъективный образ. Ощущение является субъективным, идеальным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. Именно через ощущения человек получает всю первичную информацию о объективный мир.

Ощущение - это чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений объективного мира. В результате активной деятельности человеческого сознания образы ощущений, попадая в человеческий мозг, подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия.

Восприятие - это целостный чувственный образ предметов, процессов, данных посредством наблюдения. Восприятие зарождается и существует в сознании как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, которая неразрывно связана с другими актами познавательной деятельности. Именно поэтому процесс восприятия имеет активный и творческий характер.

Целостные чувственные образы восприятия в результате интенсивного взаимодействия человека с окружающей средой накапливаются в его сознании. Накопление и сохранение этих образов в сознании человека осуществляется через память. Не случайно философы и психологи называют память «кладовой образов». Благодаря памяти мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае функционирует более сложная форма чувственного познания - представление. Воображение - это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняется и воспроизводится в сознании посредством памяти.

Ощущение, восприятие и воображение в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования образов чувственного отражения мира. Но в реальном процессе познания они действуют совместно, влияя друг на друга и испытывая действие рациональных форм познания, логического мышления.

Рациональное познание, логическое мышление рассматривается в диалектическом материализме как второй, высший уровень познания. Мышление - это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной реальностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание. Сторонники диалектического материализма дают такое определение мышления: Мышление - это целое направлено, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности.

Мышление осуществляется в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие, существенные признаки, связи и отношения действительности. Понятие и воображение сближает то, что их содержание имеет обобщенный и опосредованный характер. Но между ними есть и различия. Воображение дает наглядный образ действительности, содержание понятия лишен наглядности. В воображении отражены общие признаки объектов, в понятии же уровень обобщения доведен до выделения сущего.

Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи, в виде суждений. Мыслить о чем-то понятиям - это значит судить о нем, выявлять определенные связи и отношения. Суждение - это такая форма мышления, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-то.

К тому или иному суждению человек может прийти либо путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, либо косвенно с помощью умозаключений. Умозаключение - это форма мышления в виде рассуждения, в результате которого из одного или нескольких суждений, называемых ссылками, выводится новое суждение - заключение, или следствие. Например, из двух суждений: «все элементарные частицы имеют массу» и «X - вновь открытая элементарная частица» - логически вытекает вывод, что «X имеет массу».

Диалектический материализм, выделяя чувственное и рациональное как две ступени познания, не противопоставляет их друг другу. Его представители утверждали, что эти ступеньки находятся в постоянном взаимодействии, образуя неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Отсюда они черпают исходный материал. В свою очередь, на уровне человеческого сознания чувственное познание находится под действием рационального познания. Ощущение, восприятие, воображение человека имеют в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.