Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 4. ГНОСЕОЛОГИЯ

 

 

§ 2. Варианты и инварианты понятийного содержания гносеологии

 

Общим для всех разновидностей гносеологічних ученик материалистической, идеалистической, других ориентаций является понятие познания. Оно - инвариант гносеологической отрасли в философии. Но его трактовка в различных учениях демонстрирует поливариантность. Приведем главные варианты толкования познания. Во-первых, познание есть отношение субъекта к объекту (інгенція). Во-вторых, познание есть отражение объекта субъектом. В-третьих, познание есть творчество или конструирования действительности. В-четвертых, познание есть деятельность, которая наследует форму практики, труда, общественной коммуникации (общения). Попробуем осмыслить поданы.

 

Познание как отношение субъекта и объекта

 

Как отмечалось выше, оппозиция «субъект - объект» является главным пунктом гносеологии. Теперь понятно, почему именно. Ведь она есть в центре определяющего понятия этого раздела философии - познание. Чтобы понять суть этой оппозиции, надо присмотреться к содержанию ключевых гносеологічних терминов «субъект» и «объект». В соответствии с первым вариантом понимания познания оно возможно при наличии трех составляющих:

Субъект - носитель субстанціальних свойств и характеристик, благодаря чему является истоком познавательной активности, направленной на объект.

Познающего, субъекта (от лат. «subjectum» - «положено в основу»).

Главной субстанціальною свойством субъекта, определяющей возможности познания, единство познавательного. Я, то есть единство самосознания (восприятия, мышления, памяти) и чувств. Отсутствие такого единства означает не только возможность познания, но и потерю душевного нормы - раздвоение личности, самозабвения и т. п.

Единство познавательного Я должна иметь трансцендентальную, то есть понадпросторову и понадчасову основу. Субъект должен относиться к пространству объектов отстраненно, с точки зрения вечности. Такое трансцендентальное уподобление бесконечности достигается, как знаем из предыдущих тем, процессами трансцендентування, перехода собственных границ, самотворчості и саморазвития. Преодолению собственной конечности учит культура, усвоение которой и составляет субстанцию субъекта.

Главные признаки объекта - противостояния субъекту, изменяемость в пространстве и времени, способность сопротивляться необоснованным соответствующими средствами действиям с ним (проявление его «объективности»), способность намекать на грань знаний, которыми оперирует субъект.

 

Интенция - некоторое отношение между субъектом и объектом, направленность субъекта на объект.

Третьей составляющей познание как отношение является интенция (от лат. направления, устремления).

Состояние интенции предполагает внимание к объекту, выделяя его из массы вещей. В научном познании выделения объекта выливается в целый ряд сложных феноменологических процедур пространственной фиксации объекта (его точной привязки к системам топографических координат, установления реальной и виртуальной временности, описание взаимодействия с другими объектами, детальный и загальнозрозумілий описание событий его сменяемости и т.д.

Главное в познании - четкое различение состояний интенции от свойств самого объекта. Игнорирование этого приводит к солипсизма - состояний интенции, по которой существую я один, а объекты есть лишь комплексами моих чувств и внимания, не существующими самостоятельно.