Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 4

РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СОБСТВЕННЫМ УМОМ

Жан-Жак Руссо

(1712-1778)

«..Ли погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля - ни кому»



Не менее интересной и влиятельной фигурой периода «свободомыслия» был соотечественник Вольтер, философ и писатель, сын ремесленника, гугенотские предки которого эмигрировали из Франции в Швейцарию, Жан-Жак Руссо.

Будущий философ-романтик родился в Женеве в семье бедняка, который сочетал в себе две, казалось бы, не совместимые профессии часового мастера и учителя танцев. Его мать умерла, когда он был еще ребенком. Отец (а еще больше - родная тетя) дали Жан-Жаку ортодоксально кальвинистское воспитание. В двенадцать лет юноша бросил школу и пошел на «обучение ремеслам». Тогдашнее ремесленное обучение было невыносимым. Юноша убегает из мастерской и, не имея средств к существованию, обращается к церкви. Несколько лет Руссо был правоверным католиком; бродяжничал; служил в прислугах знатных дам, которые проявляли к нему более чем дружескую предрасположенность. Кстати, при содействии одной из них Руссо стал секретарем французского посланника в Венеции. Но не сработался, вернулся в Париж, где встретился с Терезой - слугу одного из парижских отелей, прожил с ней до конца своей жизни. Рассказывают, что Тереза была очень некрасивой, даже уродливой, необразованной, невежливой. Никто, даже сам Руссо, не могли объяснить свою привязанность к этой распущенной женщины, с которой он имел пятерых детей и которая в конце жизни «стала пьяницей и бегала за конюхами». Знатные дамы, с которыми общался Руссо, вынуждены были терпеть Терезу, рядом с которой философ чувствовал себя слишком неуверенно.

Первый успех Руссо получил отрицательный ответ относительно роли науки и искусства в прогрессе человеческой истории. В трактате на эту тему, он утверждал, что наука, письменность, искусство являются злейшими врагами морали, что они являются источником рабства, создают и воспроизводят бедность. Чтобы быть моральным, то есть человечным, считал Руссо, от всего нужно отказаться. Все, что отличает «ученый» человека от «невченої», есть зло, считал философ.

Казалось бы, такая позиция должна была вызвать осуждение, между тем, время было такое, что обоснование Руссо официальным академическим кругам понравились; философ получил первую премию, высоко поднял голову, продал часы (отметив, что ему «больше не нужно знать время») и начал осуществление образа жизни по принципам, истолкованными в трактате.

Собственно, эти идеи были продуманы и изложены Руссо ранее, в его философском трактате «Размышления о нравственности» (1754); человек по своему происхождению является хорошей, общество же делает ее злой существом; виной всему служит цивилизация, которую нужно ограничивать, считал Руссо. Вольтер подобное воспринять не мог. Он ответил Руссо резко и саркастично. Отнюдь не удивительно, что сторонники конце жизни перессорились друг с другом.

И все же, Руссо был гуманистом. О гуманистическую направленность философских поисков Же.-Ж. Руссо свидетельствуют его мысли, высказанные в одном из писем знаменитого художественно-философского произведения «Юлия, или Новая Элоиза». «Пусть же люди занимают положение согласно своему достоинству, а союз сердец пусть будет по выбору, - вот такой он, истинный общественный порядок... Обязанность каждого человека - противостоять насилию, способствовать порядке».

Каждым своим произведением - «Рассуждения о происхождении и причинах неравенства», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или О воспитании» - философ убеждает читателя в обременительности преступной роли насилия, ратует за гуманное отношение к человеку и народу, возвышает ценность общественной организации, в которой получили бы возможность оказаться все человеческие свободы.

Главная проблема социальной философии Ж.-Ж. Руссо заключается в раскрытии источников и факторов общественного насилия, обстоятельств утраты человеком естественно присущей ей свободы, поиска путей возвращения свободы, организации на ее основе оптимального порядка.

Философ обстоятельно описывает «природный» этап жизни людей, как равных и свободных существ, способных к самосовершенствованию. Постоянное стремление людей к улучшению условий и средств существования привело к соперничеству, обособленность индивидов друг от друга по критериям собственности, к разрушению равенства и зарождения рабства и нищеты. Неизбежным следствием обработки земли, подчеркивал Руссо, был ее распределение. В этом и коренится главная причина имущественного неравенства. Весь ход дальнейшего экономического развития углублял ее. Цивилизация прогрессировала одновременно с ростом насилия и угнетения. «Железо и хлеб, - делает вывод мыслитель, - вот что цивілізувало людей и погубило род человеческий».

Имущественное неравенство (шире - частная собственность) обусловлено внутренней природой людей, их соперничеством, противоположностью интересе», скрытым желанием выиграть за счет других. Следовательно, возникновение неравенства является закономерным явлением общественной жизни. Предотвратить это невозможно. В то же время, рассуждал далее философ, естественный разум подсказывает человеку оптимальные формы сосуществования «в неровности», средства преодоления последней в организованном, упорядоченном обществе.

Ж.-Ж. Руссо предлагает вариант законодательной регуляции размера личного богатства, уравнивание частной собственности. Как и Аристотель, Ж.-Ж. Руссо предстает как сторонник «усреднения» собственности, как пропагандист среднего (и мелкого) собственности вплоть до того единственного основания, из которого в конце концов начинают свой автономный развитие равенство и свобода.

Функцию регулирования размеров собственности, по мнению Ж.-Ж. Руссо, берет на себя государство. При этом философ видел в государстве не только учреждение «объединение обездоленных для своей защиты», но и средство господства богатых над бедными. Общество и законы, по его выражению, «наложили новые оковы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили коварную узурпацию в незыблемое право и ради пользы нескольких честолюбцев пророчили с тех пор человеческий род на труд, рабство и нищету». Превращение государства в деспотию Же.-Ж. Руссо называл третьим, завершающим этапом развития неравенства.

Какими же путями (и средствами) предлагает. Руссо нарушить естественный ход роста общественного неравенства, достижение новой организации жизни? Как уже отмечалось, первый из них - это законодательное регулирование размеров частной собственности. Второй - это путь, связанный с «перестройкой» государства «общественного договора». Третий, по мнению философа, заключается в воспитании граждан.

Общественный договор, считал Ж.-Ж. Руссо, должна основываться на трех взаимосвязанных принципах: 1) суверен - это народ; 2) суверенитет народа не подлежит отчуждению и разделению; 3) законодательная власть принадлежит народу и только ему. Идея народного суверенитета, обоснованная Же.-Ж. Руссо, подносит автора в статус самых прогрессивных и найвільнолюбніших мыслителей того времени, обнаруживает в нем глубокого демократа и гуманиста.

Идеалом государственного устройства для Ж.-Ж. Руссо была республика. Правительство в ней выполняет лишь исполнительные функции. Он обязан соблюдать законы и охранять свободы под контролем народа. Как суверен, народ имеет право отстранить любого и отклонить. Средством осуществления этого является народное собрание, коллективная воля граждан. Государство, следовательно, должна служить не привилегированным сословиям, а всему обществу. «Народ, подчиненный законам», считал мыслитель, является одновременно и автором этих законов». «Суверенитет народа» является гарантом «государства разума», общественного равенства и свободы.

Для подготовки граждан к жизни в «государстве разума», отмечал Ж.-Ж. Руссо, нужна разветвленная система воспитания, построенная на основе «подражания природе», учет возрастных особенностей ребенка, на продуктивной работе и проявлении самодеятельных возможностей, физическом, нравственном и интеллектуальном развитии воспитанников и т.д.

Свою теорию воспитания Руссо излагает в романе «Эмиль» (1762 г.). Воспитание, считал философ, должно исходить не из внешних (заложенных цивилизацией), а исключительно из внутренних потребностей человека. К ним относятся, прежде всего, чувство любви и жалісливості, из которых вырастает совесть. «Есть в глубине души врожденное начало справедливости и добродетели, в силу которых вопреки нашим собственным правилам мы признаем свои уступки и уступки второго или хорошими, или дурными. Именно это начало я называю совестью» (Избранные педагогические сочинения. Т. 1. -- М., 1981. - С. 344). Детей нужно воспитывать, считал Руссо, лишь исходя из их индивидуальных и возрастных особенностей. Главное в воспитании - становления чувственной культуры личности. Этот аспект проблемы воспитания и человеческих взаимоотношений Руссо излагает в Романе «Юлия, или Новая Элоиза» (1761 г.). Роман принес Руссо всеобщее признание и звание почетного гражданина Женевы.

Педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо концепция свободного воспитания - оказала значительное влияние как на теорию, так и практику воспитательной работы. Ее отголоски заметное в педагогических воззрениях И. Песталоцци, Л. Толстого, Г. Спенсера, Дж. Дьюи и других выдающихся мыслителей.

Жизненный путь Ж.-Ж. Руссо является чрезвычайно спорным. Хронический недостаток денег для существования заставлял философа постоянно работать, а своеобразный характер прямолинейного вольнодумца - менять место проживания, контактове среда, отношение к коллегам из «философского корпуса» . Он поддерживал тесные дружеские отношения с «энциклопедистами», особенно с Д. Дидро, уважал Вольтера, общался с Д. Юмом, критиковал Же. Д' Аламбера и других просветителей, а впоследствии даже видел в Д. Дидро и П. Гольбахові своих найзлостивіших тайных преследователей.

"Философская среда" Франции в этот период, между тем, был очень представительным и влиятельным. Кроме указанных мыслителей, здесь жили и работали такие известные теоретики, как монах-бенедиктинец, казначей монастыря Монтрей-Белле Леже Мари Дешан (1716-1774), аббат и философ Морелли (даты рождения и смерти не сохранились), воспитатель внука Людовика XV - герцога Пармского - Этьен Бонно де Кондільяк (1715-1780), целая плеяда выдающихся «энциклопедистов» и «материалистов».

Л. Детан, в частности, обосновывал идею «идеального устройства нравственности» как системы социального равенства и все общего благосостояния; Морелли разработал проект достижения «коммунистического общества» на основе отмены частной собственности и все общего труда граждан; Е. Кондільяк высказал предположение о существующем тесная взаимосвязь «характера народа» с возможными социальными реформами, темпами внедрения их в социальную практику. Обще-философское обоснование Просвещению обеспечить французские философы-материалисты Ламетри, Дидро, Гольбах. Считается, что именно их теоретические росвіти подготовили текст «Декларации прав человека и гражданина», обеспечили идеологию Великой Французской революции 1789-1794 годов.