Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии - учебник

 

РАЗДЕЛ X

ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - XX вв.

 

Проблема человека в современной философии

 

Человек не был бы человеком, если бы ограничивалась имеющимися условиями бытия и жизнедеятельности и не стремилась бы выйти за их пределы. Поэтому предыдущие поколения, встретившись с определенными проблемами и не в состоянии одолеть их, всегда апеллировали к следующим, сохраняя веру в силу человеческого разума и духа, надеясь на продолжение и завершение своих замыслов потомками. Особые надежды человечество возлагало на XX ст., на торжество разума. Как и большинство предыдущих этапов всемирной истории, нынешнее века оказалось неспособным решить ряд проблем, унаследованных от предшественников. Динамизм развития в значительной мере вращался ірраціональністю и трагизмом. С одной стороны, небывалый подъем производительных сил, научно-технический прогресс, полоса социальных и национально-освободительных революций, кардинальных реформ, которые качественно изменили лицо мира, а с другой - две мировые войны с их огромными и неоправданными жертвами, тоталитарные режимы, геноцид, насилие, жестокость, усиление социального отчуждения, локальные, региональные, экологические и глобальная кризиса, угрожающих существованию цивилизации, падение морали, духовности - все это требовало более глубокого философского осмысления.

Многообразие проявлений социального бытия обусловило такое разнообразие философских школ, течений, направлений, что это дало основания говорить о новой революции в философии. Однако эти течения и направления демонстрировали порой противоположные позиции, предлагая или излишне оптимистичны или слишком пессимистические выводы и прогнозы. Более того, в условиях расколотости мира в противоположных социально-политических системах голос страстей брал верх над разумом, а идеологическая нетерпимость вращалась научной заангажированностью на общем фоне усиления идеологизации и политизации науки и философии, всех форм общественного сознания. Поэтому созрел другой вывод, противоположный по своему содержанию первом: современная философия находится в состоянии глубокого кризиса. Ведь царила общая конфронтация, партийные лозунги и политические факторы объявлялись истинами в последней инстанции, а критический анализ взглядов оппонентов вращался поисками ошибок (действительных или мнимых) и навешиванием ярлыков. Подобное философствование становилось нормой не только о - марксистских систем, но и западной философской мысли. Человечеству нужно было пройти через страшные потрясения, чтобы осознать простые истины: мир не только расколотый, но и единственный; кроме вузькокласових, партийных интересов, существуют общечеловеческие ценности, все мы живем в одном доме - на Земле, а плюрализм мнений предполагает их диалог, благодаря чему возможно развитие философской мысли.

Поиски виновников такого положения вещей - дело бесполезное, и не только ввиду их скороминучість, а и потому, что такими были и "коммунисты" и "капиталисты", "советские" и "буржуазные" философы, защищая собственные интересы от "имени народа". И суть, собственно, не в их конформизме, ибо не они определяли развитие философской мысли.

И в западной, и в марксистской философской традиции, кроме откровенной апологетики, проповеди мистики и оккультизма, средств одурманивания, отвлечение народа от конкретных реалий жизни, есть ряд фундаментальных трудов, которые заложили фундамент новых философских направлений, нарушили важные смысложизненные проблемы. В разграничении сложного переплетения школ и направлений современной философии, а вместе с тем выявлении точек соприкосновения между ними, кроме разделения, связанного с основным вопросом философии на идеализм и материализм, существуют и другие подходы.

В зависимости от объекта исследования, постановки центральных проблем в современной философии четко выделяются два течения - сцієнтична и антисцієнтична. Первая ориентируется на науку, в основном естествознание, вполне подчиняя философию познавательным потребностям науки и игнорируя ее мировоззренческие функции, пытаясь превратить саму философию на точную науку с четко фиксированными положениями, доступными проверке. Вторая течение ориентируется на человека, мир его культуры, особое внимание обращая на мировоззренческие функции философии, сводя последнюю к учению о человеке, ее культуру; поэтому ее часто называют антропологическим.

В последнее время структурирование и разделение современной (речь идет о западной) философии часто связывают с общим территориальным подходом, согласно которому многочисленные философские концепции делятся на континентальные (европейские) и англоязычные. Это не совпадает с предыдущими классификациями. Однако, учитывая различие философских концепций по способу аргументации, концептуальным аппаратом, подобное разделение вполне оправдан, тем более, что отражает некоторые общие тенденции, где корреляция континентальной и английской философии с материализмом и идеализмом, сцієнтизмом и антисцієнтизмом более-менее очевидна.

Англоязычная традиция, к которой принадлежат философия Великобритании, Канады, Австралии, США, тесно связана с сцієнтичною течению, получая отражение в различных формах позитивизма, структурализма, постпозитивізму. Континентальная (европейская) тяготеет к антисцієнтизму, антропологических течений "философии жизни", феноменологии, экзистенциализма, персонализма, герменевтики, неотомизма и их модификаций. Она больше теоретическая, в основном ориентированная на свет сознания и человека, далеко стоит от эмпирика, в то время как англоязычная ближе к опыту, пытается быть научной. Все течения имеют своих предшественников в классической философии XIX в., идеи которой они развивали и использовали в процессе своего формирования, даже критически относясь к ней.

В современной философии наряду с большим разнообразием школ, течений, направлений наблюдается и конвергенция, переплетение их. То есть в определенный период доминирует и оказывает влияние какая-то одна школа или система. Когда идеи и принципы последней вступают в противоречие с реальными процессами познания и практики, возникает потребность обратиться к другим, более производительных систем. Это одновременно побуждает к формированию новых школ и обусловливает их разнообразие как по форме, так и по содержанию при признании рациональных моментов своих предшественников и опровержении тех положений, которые не оправдала практика.

Отношения между современными философскими системами все больше строятся по принципу плюрализма, синтеза взглядов, стилей, подходов в определении актуальной проблематики, использовании направления методов, Однако само понятие "плюрализм в настоящее время приобретает специфически гносеологического и социального звучания и означает право каждого на свою истину. В рамках данного подхода утверждается такая форма синтеза, как обсуждение наиболее актуальных вопросов на симпозиумах, собраниях философов различной ориентации, что имеет, однако, не только положительные, но и отрицательные аспекты. Так, если в 60-е годы были признанные авторитеты, лидеры направлений оригинальные мыслители (Е. Гуссерль, М. Шелер, Б. Рассел, Г. Карнап, Же. П. Сартр, А. Камю, К. Поппер, М. Хайдеггер, X. Г. Гадамер, Ю. Хабермас и др.), то теперь доминируют группы, которые объединяются вокруг дискуссионных вопросов.

При всем разнообразии проблем "сквозной" и наиболее острой стоит проблема человека. Она интегрирует поиски современной философии. Осознание причастности человека до глобальных противоречий мира обусловливает необходимость постоянной согласованности ее поведения с объективными закономерностями природы и общества, предвидение возможных последствий воздействия человека на природу.

Движение общественной жизни актуализирует роль мировоззренческих регуляторов деятельности человека, обостряя интерес к проблемам смысла жизни, будущего человечества, свободы, творчества, отчуждения и путей его преодоления, соотношение индивидуального и социального. Ведь человек, который не поступается принципами и совестью, - не только цель, но и условие прогрессивного развития общества. Когда же интеллект не дополняется высокими духовными потребностями, нравственными идеалами, то превращается в злую силу, порождая дефицит порядочности, долга, ответственности. Это требует интеграции и координации философских поисков. Как справедливо заметил украинский философ В. П. Иванов, если философия не ориентироваться на человека, не связан с мировоззренческими проблемами, то потеряет свой смысл и назначение. Мера же ее гуманизации обусловлено пониманием сущности бытия человека. Функции и представительство науки о человеке принимает на себя философская антропология.