Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии - учебник

РАЗДЕЛ VIII

НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ XVIII В. И НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (КОНЕЦ XVIII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВВ.)

 

Антропологический материализм Фейербаха. Кризис классической философии

 

Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872) родился в семье криминалиста в г. Ландсхуті (Бавария). После окончания местной гимназии 1823 г. поступил на теологический факультет Гейдельбергского университета. Впоследствии перешел в Берлинский университет, где слушал лекции Гегеля. Под их влиянием формировались взгляды Фейербаха. После окончания обучения в 1828 г. защитил в Єрлангенському университете диссертацию "О едином, всеобщем и бесконечный разум", написанную в духе гегельянства. Став приват-доцентом, Фейербах с 1829 г. читал курс гегелевской философии и истории философии Нового времени. Через год он напечатал анонимно "Мысли о смерти и бессмертии", направленные против важных догматов христианства. Авторство Фейербаха было установлено, труд конфискована, и философ был лишен права преподавания. Целиком посвятив себя литературной работе, мыслитель написал и издал ряд историко-философских сочинений: "История философии Нового времени от Бэкона Веруламського до Бенедикта Спинозы" (1833), "Изложение, развитие и критика философии Лейбница" (1837), "Пьер Бейль. К истории философии и человечества" (1838). 1836 г. Фейербах женился и в течение 25 лет почти безвыездно жил в деревне Брукберг, где его жена была совладелицей небольшой фарфоровой фабрики. В 1859 г. фабрика обанкротилась, и философ переехал в Рехенберга (близ Нюрнберга), где в затруднении провел последние годы.

Начало и развитие философской деятельности А. Фейербаха приходятся на период глубокого кризиса классической философии. Гипертрофированный рационализм и рафинированный идеализм проявляют свою принципиальную ограниченность. Превращение философии Гегеля в 20-е годы XIX в. на официальную философию прусской монархии вызвало сильную и устойчивую реакцию. Против гегелівського панлогізму выступили романтики Ф. Шлегель, который издал "Философию жизни" (1828), братья Гумбольдти, Ф. Шлейєрмахер. Они призывали выходить из чувственной реальности, природы. Против гегелевской абсолютизации разума выступил молодой Артур Шопенгауэр, который противопоставил разуму волю.

Сильным идейным оппонентом Гегеля на протяжении многих лет был Шеллинг, который в последний период своего творчества противопоставлял логіцизмові бывшего друга свою философию откровения человека человеку. Полемика позднего Шеллинга с философией Гегеля оказала большое влияние на молодого Ф. Энгельса - одного из основоположников философии марксизма - неклассической философской доктрины. Одновременно с Энгельсом лекции Шеллинга в Берлине (1841) слушал датчанин Серен Кьеркегор. Он противопоставил классическом раціоналізмові гегельянства и теологии позднего шеллінгіанства свою, тоже неклассическую философию - экзистенциализм.

В жесткой полемике с классическим рационализмом и логіцизмом в эти же времена рождается другая влиятельная посткласическая философская доктрина - позитивизм О. Конта, Дж. С. Милля, Г. Спенсера и других. В аналогичных условиях появляется так называемый "вульгарный" материализм Л. Бюхнера, К. Фогт, Я. Молешотта, который стремился подменить рафинированно - рационалистическую философскую классику естествознанием. Углублению кризиса классической философии способствовали и последователи Гегеля, особенно младо - гегельянці Д. Штраус, Б. Бауэр, которые прославились своими левыми взглядами и атеизмом. Исследователи считают, что именно труд Д. Штрауса "Жизнь Иисуса" (1835) взломала официальную гегелевскую традицию.

Несмотря на то, что в бурной философской атмосфере Германии, в которую был погружен и Л. Фейербах, уже зарождались вихри новых, неклассических философских течений, он начинал как идеалист, последователь и ученик Гегеля. Но довольно скоро философ отошел от правоверного гегельянства. Толчком для этого стала проблема человека. Готовя лекции, которые он читал в Єрлангені, философ заметил, что ни Гегель, ни теология не знают и не отражают действительного человеческого существа. Место последней занимают прозрачные абстракции, сквозь которые человек предстает простым "винтиком" системы, исполнителем замысла абсолютной идеи. Уже в "Мыслях о смерти и бессмертии" (1830) Фейербах пришел к выводу: конкретным существом индивида делает только любовь, поскольку она является вершиной человеческой чувственности. Чем глубже предмет любви, тем она сильнее, а этой силе определяется ценность любви: чем больше ты отдаешь самого себя, тем істинніша твоя любовь. Невозможно любить без самоотдачи. Самоотверженность, с которой связывает любовь, раскрывает человека как чувственную действительную существо, означает одновременно самоосуществления человека, делает ее образом "сущности всех сущностей" - Бога. Сам Бог есть любовь, и человек, который любит, причастна к нему.

Полный разрыв Фейербаха с гегельянством и идеализмом знаменовала его статья "К критике философии Гегеля" (1839). В ней автор критиковал не только Гегеля, но и Шеллинга. Последний тяготеет к восточной мудрости, его философия утверждает спокойствие и общее единство. Гегель - олицетворение Запада, его мысль все розчленовує, во всем видит разнообразие, порхает, как бабочка. Именно в Шеллинг Фейербах позаимствовал главный аргумент против Гегеля, который сделал началом своей системы "чистого бытия", что совпадает с "ничто". Вслед за Шеллингом философ отрицал Гегелю: бытие не может быть "чистым", его нельзя оторвать от его носителя. Бытие едино со своим носителем. Таким носителем бытия должна быть материальная, чувственная природа.

С точки зрения Фейербаха, идеализм, который отрицает самоценность природы, утверждает ее вторичность и зависимость от идеи, есть не что иное, как рационализировано религия. Истинная философия противоположна религии. В основе последней лежит вера, в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшая задача философии, считал Фейербах, является критика религии.

Религия рассекает мир человека пополам; наряду с действительным возникает умозрительный мир, который господствует над первым. Аналогично "теология раздваивает и отчуждает человека". В религиозных верованиях, утверждал Фейербах, человек объективирует, опредмечує свое несовершенство; все нерешенные земные проблемы он переносит на небо. Бесконечная или божественная сущность, - писал философ, - духовная сущность самого человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется самостоятельным существом. Так возникает стойкая иллюзия: подлинный творец Бога - человек - рассматривается как его творения, ставится в зависимость от него и лишается свободы и самостоятельности.

Для освобождения от таких иллюзий, по мнению Фейербаха, необходимо понять, что человек - не творение Бога, а часть, причем наиболее совершенная, вечной материальной природы.

Такие взгляды на природу как истинного носителя бытия, самоцінну и первичную реальность отличаются от взглядов просветителей. Природа, за Фейербахом, является не механизмом, а сложным организмом, который живет по своим собственным законам. Ставя органическое бытие природы в центр своих интересов, философ иногда называл разработанную им форму натурализма "органіцизмом". Такое внимание к преимущественно живой, органической материи объясняется тем, что в центре его системы стоит человек - единственный, универсальный и высший предмет философии.

Новая философия, утверждал Фейербах в "Основах философии будущего" (1841), имеет своим принципом не абсолютный, т.е. абстрактный, дух, не разум сам по себе, а истинную и целостную существо - человека. Даже природу, по его мнению, надо понимать лишь как базис человека. Новая философия делает человека исключительным, универсальным предметом философии, а антропологию - универсальной наукой.

Редукция (сведение) бытия вообще человеческого бытия лежит в основе антропологического материализма Фейербаха. Сам философ не принял термина "материализм", скомпрометированного "вульгарными" материалистами. К тому же он стремился выйти за пределы классического разграничения главных философских течений, в самом названии концепции отразить ее принципиальную посткласичність.

Исходной позицией прежней философии, писал Фейербах в "Основных положениях философии будущего", была такая: Я - абстрактное, только мыслящее существо; тело не имеет отношения к моей сущности; что касается новой философии, то она исходит из положения: "Я" - настоящая чувственная существо; тело входит в мою сущность; тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность. Предыдущий философ, чтобы защититься от чувственных представлений, чтобы не испачкать чистых понятий, мыслил в непрерывном противоречии и раздоре с чувствами, а новый философ, напротив, мыслит в мире и согласии с чувствами.

Человек отличается от животного вовсе не одним лишь мышлением. Скорее все ее естество отличное от животного. Разумеется, тот, кто не мыслит, не является человеком, но не потому, что причина лежит в мышлении, но потому, что мышление есть неизбежный результат и свойство человеческого существа. Человек не является отдельным существом, подобным животных; она - существо универсальное, безграничная и свободная. И эта свобода не сосредоточена в какой-то особой способности - воли, а также что эта универсальность не покрывается особой способностью силы мысли, разума, - эта свобода и эта универсальность захватывают всю ее существо.

Искусство, религия, философия или наука являются проявлениями или раскрытие подлинной человеческой сущности. Человек, завершена, действительна человек только тот, кто обладает эстетическим или художественным, религиозным или моральным, а также философским или научным смыслом. Вообще только тот человек, кто не лишен никаких существенных человеческих свойств. "Я - человек, и все человеческое присуще мне". Это выражение, если взять его в общем, высшем смысле, является лозунгом современного философа.

Л. Фейербах сделал чрезвычайно важный вывод, который оказал значительное влияние на последующую философскую антропологию, экзистенциализм, персонализм и другие направления. Человек как высший предмет философствования является не только индивидуальностью, отдельной чувственной существом. Ее сущность - в единстве с другими людьми, что проявляется в связи между "Я" и "Ты". Однако это единство опирается только на реальную различие между "Я" и"Ты".

Антропологический принцип Фейербаха и інтерсуб'єктність "Я" - "Ты" наложили отпечаток на другие разделы философии. Так, в теории познания они повлекли за собой новое понимание объекта. За Фейербахом, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, а потому первым объектом для каждого есть другой человек, "Ты". Именно любовь к другому - путь к определению его объективного существования, а следовательно - к признанию существования внешних вещей вообще.

Вышеупомянутые нововведения Л. Фейербаха обусловили также модификацию формы диалектики. Если у Гегеля она была учением о самодвижение понятий, их взаимопереход, взаємосуперечливість, отрицание и снятие, то фейєрбахівська диалектика стремится отразить единство отличных "Я" и "Ты", их диалог. Фейербах критически относился к идее Гегеля о единстве противоположностей. Он считал, что непосредственное единство противоположных определений возможна и действительна лишь в абстракции. Только время является средством соединения в одном существе противоположных или противоречивых определений соответственно к действительности.

Диалектика становится у Фейербаха субъективной диалектикой изменения внутренних состояний индивида, обусловлены общением и диалогом с другими людьми. Мыслитель антропоморфізує противоречие; последняя является проявлением сложности и противоречивости человеческих отношений.

Этика Фейербаха - ср. эвдемонизм, то есть учение, которое обосновывает нравственность как стремление к счастью. Философ убежден, что только "общественный человек" является человеком, индивиды живут и могут быть счастливы лишь в общении с другими. Если вне "Я" нет "Ты", то нет и морали. Индивидуальное стремление каждого к счастью Фейербах дополнил загальнозначущим моральным императивом: "Мое моральное требование к людям ограничивается лишь тем, чтобы они не делали ничего плохого". Соблюдение данного императива способствует разрешению противоречий в отношениях между людьми, помогает утверждению гармонии в их душах.

Как яркое выражение кризисного состояния классического рационализма в середине XIX в., философия Л. Фейербаха и сделала свой вклад в углубление этого кризиса. Она разбудила значительные интеллектуальные силы, которые не только довершили критику предыдущих взглядов, но и создали новые оригинальные посткласичні направления, которые стали ведущими в философии XX в.