Часть II
ГЕОПОЛИТИКА
ТЕМА 14
ЕВРОПА В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Геополитическая ситуация в середине XX в. и предпосылки начала интеграционных процессов в Европе.
Как мы уже говорили в предыдущих темах, в современном мире существует три центра силы - североамериканский, западноевропейский и азиатско-тихоокеанский. Совокупно все три центра силы образуют "первый мир" - "золотой миллиард", который собственно состоит из трех зон - североамериканской, западноевропейской и азиатско-тихоокеанской.
Современные международные отношения представляют собой систему отношений (экономических, политических) между центрами силы, в орбиту которых вовлекаются страны "второго" и "третьего" миров. "Первый мир" присутствует во всех трех экономических пространств, хотя с разной степенью интенсивности. У каждого центра силы есть свои интеграционные зоны: в Западной Европе - ЕС, в Северной Америке - НАФТА, в Восточной Азии - АСЕАН.
Хотя европейская интеграция, в широком понимании, является сложным историческим процессом формирования культурных, этнических, экономических и политических связей между европейскими народами, который начался еще в эпоху Средневековья, современная геополитическая роль Европы была обусловлена ситуацией на политической карте мира в послевоенный период. Международная политическая система потерпела тогда серьезных трансформаций. Европа, что на протяжении нескольких столетий была "центром мира", носителем передовых достижений культуры, науки и техники, главным полюсом экономического развития, ядром колониальной системы, оказалась на периферии мировой политики. Опустошена двумя мировыми войнами, потерпев ужасных демографических и экономических потерь, Европа превратилась из геополитического субъекта на геополитический объект, оказавшись на стыке интересов биполярного мира, между двумя идеологиями, центры которых географически находились за пределами региона.
К факторам, приведшим периферийное геополитическое положение Западной Европы, можно отнести стремительный экономический рост и военное укрепление США, чему способствовали особенности их географического положения и характер участия во Второй мировой войне; расширение сферы влияния СССР в Восточной Европе и установления там подконтрольных советской власти социалистических режимов (последний фактор активно использовался в пропаганде США относительно необходимости объединения усилий западного мира в борьбе с "красной чумой"). Послевоенный упадок усиливался постоянными противоречиями в отношениях между главными европейскими державами.
При таких условиях европейская интеллектуальная элита концентрировала свои усилия на поиске путей преодоления последствий войны, экономического восстановления региона, выхода из социального кризиса. Ключевым моментом для достижения такой цели было обеспечение долгосрочного мира в регионе и недопущение самой возможности новых конфликтов. В это время начинают активно обсуждаться идеи федеративного устройства Европы, за которого деятельность наднациональных органов исключила бы возникновение межгосударственных конфликтов.
В то же время идеальные модели федеративного устройства были обречены на неудачу из-за объективную неподготовленность европейцев к объединению. Суть перехода к федеративной Европы заключалась в передаче суверенитета (или его части) национальных государств к наднациональным органам. Следует заметить, что национальное государство была фундаментальным понятием и основным субъектом так называемой вестфальской системы международных отношений. Создание международных организаций, что имеют право вмешиваться во внутренние дела национальных государств, в то время составляло беспрецедентное нарушение устоявшихся норм межгосударственных отношений и воспринималось резко негативно на уровне национальных правительств и общественного мнения. Таким образом, перед европейцами стояла дилемма: с одной стороны, формировалось коллективное осознание необходимости объединения и координации межгосударственных отношений в Европе ради сохранения мира и восстановления благосостояния, с другой - идея создания европейской сверхдержавы наталкивалась на барьер мировосприятия, сформированного под влиянием вестфальской общественно-политической системы.
Невозможность воплощения федералистских идей заставила идеологов объединения Европы искать компромиссные пути. По инициативе Жана Монне и Робера Шумана Франция выдвинула проект создания совместной франко-немецкой организации для контроля над стратегическими на то время отраслями промышленности - угольной и сталелитейной. Организация была открыта для других стран, которые бы изъявили желание в ней участвовать. Хотя эта организация и предусматривала отказ от части государственного суверенитета в экономической сфере, она не представляла угрозы политической независимости стран. Идея заключалась в либерализации рынка угля и стали, что открывало всем странам - участницам доступ к сырьевым ресурсам (кокса и железной руды) на выгодных условиях. Кроме того, либерализация и совместный контроль снимали политическое напряжение вокруг контроля за такими стратегическими регионами, как Рур, Лотарингия и Эльзас. Коллективный контроль за использованием стратегических ресурсов сделал бы дальнейшее наращивание вооружений одной из стран-участниц объединения. Таким образом, выигрывали промышленные интересы Франции, стран Бенилюкса и Италии. Германия, хоть и теряла стратегические преимущества от контроля над своим природно-ресурсным потенциалом, получала лучшие возможности для прорыва послевоенной экономической блокады.
В 1951 г. шесть стран (Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) подписали Парижский договор о создании Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС), что было первым шагом на пути формирования Европейского Союза (ЕС) в его современном виде. Институциональная структура ЕОУС стала прообразом современной структуры ЕС. Позже, в 1957 г., были подписаны Римские соглашения о создании аналогичной организации по атомной энергии (Евроатом), а также Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Последняя организация имела целью создать общий рынок на территории объединения, не ограничиваясь отдельными отраслями промышленности, снять барьеры по торговле товарами и услугами, движения капитала и рабочих, таким образом стимулируя экономики государств - участников.
Следует отметить, что успешно осуществлялись только проекты экономической интеграции. Планы политического и военно-политического сотрудничества не получали необходимой поддержки. Создание в 1949 г. Совета Европы не дало ожидаемого эффекта в сфере политического сближения европейских стран. Проект Европейского оборонительного сообщества был заблокирован Францией, тогда как Западноевропейский союз (создан в 1955 г.), что имел целью ввести координацию европейских вооруженных сил, фактически регламентировал участие стран - участниц НАТО, определив количество военных подразделений, которые предоставлялись в распоряжение альянса. Таким образом, в военно-политическом отношении Европа оказалась под протекцией США, став частью евроатлантического центра в биполярной системе.
После завершения формирования ЕЭС европейская интеграция находилась в состоянии своеобразного застоя, который продолжался до середины 1980-х годов. В 1973, 1981 и 1986 гг. состоялись поэтапные расширения сообществ. Сначала к ним присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, позже Греция, еще позже - Испания и Португалия. Однако географическое расширение создавало дополнительные проблемы на пути к главной цели - углубление связей между странами - участницами.
В 1986 г. с подписанием Единого европейского акта начался новый этап развития сообществ. В документе было заложено план создания Единого европейского рынка к концу 1992 г. Однако главные изменения касались институциональной системы ЕС. Акт усиливал функции Европейской комиссии и Европейского парламента, уменьшая возможность правительств тормозить инициативы развития сообществ. Кроме того, в основополагающих договоров был включен пункт относительно политического сотрудничества стран - членов объединения.
В 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор, согласно которому европейские сообщества объединялись в Европейский Союз.
Формат организации и ее функции были далее развиты Амстердамским договором от 1997 г. В этот период не только углубляется экономическая интеграция (формирование единого рынка дополняется созданием единой валюты - евро), развивается и приобретает официального уровня сотрудничество в политической сфере. Формируется общая внешняя политика и политика безопасности. С развитием институциональной системы ЕС приобретает все больше признаков федеративного образования. Структурные преобразования сопровождаются дальнейшим расширением. В 1995 г. к ЕС присоединяются Австрия, Финляндия и Швеция, вступают в силу Шенгенские соглашения, предусматривающие снятие ограничений на передвижение граждан и ликвидацию пограничного и таможенного контроля между странами - участницами. В 2001 p. в Ницце заключено соглашение, которое определяет новый формат институциональной системы ЕС после очередной волны расширения. В 2004 г. происходит новый этап расширения, что превращает ЕС объединение 15 стран на союз 25 государств.