География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политическая география и геополитика

ЧТО ТАКОЕ ГЕОГРАФИЯ

Часть II

ГЕОПОЛИТИКА

 

ТЕМА 13

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ РОССИИ В ПОСТБІПОЛЯРНОМУ МИРЕ

 

Место и роль РФ в постбіполярному мире: анализ современного состояния.

Исходя из представлений о геополитике как о системе знаний и/или методы практической деятельности по осуществлению активного политического влияния одной страной на другие страны или регионы мира, выстраивается аналитическая схема, по которой можно объективно оценить геополитическую роль определенного государства, в данном случае РФ.

Падение биполярной системы сопровождалось распадом СССР как государственного образования. На территории бывшей супердержавы возник ряд новых государственных образований, каждое из которых стало на путь поиска своего места в новых геополитических реалиях. В то же время Россия сохранила особый статус. Прежде всего следует отметить, что со времен основания Московского государства была создана и развита геополитическое образование, которое характеризовалось непрерывным развитием на протяжении столетий, сохраняя свои функции за изменений государственной названия, границ и даже общественно-политического строя. Можно проследить непрерывную линию от Московского царства через периоды существования Российской империи, советской России, СССР и в конечном итоге к появлению на политической карте РФ. Таким образом, понятна тенденция российских политических и интеллектуальных элит воспринимать современную Россию как великую державу, продолжательницу мощи и геополитических функций Российской империи и СССР.

В то же время современная РФ имеет значительно меньше объективных предпосылок для утверждения себя как геополитического лидера, аналогичного Российской империи или СССР. На сегодня неоспоримыми факторами, определяют важную роль РФ в мире, остаются только ее территория (по площади это самое большое государство мира), наличие унаследованного с советских времен арсенала ядерных вооружений и контроль над крупными залежами минеральных ресурсов, преимущественно нефтегазовых богатств. Другие факторы, такие как исторические, культурные и политические связи с широким ареалом "российского геополитического влияния на постсоветском политическом, православном религиозном, русскоязычном лингвистическом или славянском этническом пространстве, становятся все менее значимыми. Эти факторы постоянно аккумулируются в политической риторике российских элит, но в реальности они не дают ожидаемых результатов.

Важным фактором несостоятельности РФ занять позицию лидера мирового масштаба является переход форм международной борьбы с военно-политического в геоэкономическое измерение. На сегодня риск возникновения крупных войн типа Первой или Второй мировой является сравнительно низким. Военные конфликты имеют преимущественно локальный характер. Применение военной силы великими державами направлено в основном на ликвидацию очагов нестабильности, а в последнее время и терроризма. В такой среде военный, и в частности ядерный потенциал РФ теряет свою актуальность в обеспечении мирового лидерства. Сейчас мало кто серьезно рассматривает возможность военной операции США против РФ или наоборот.

В то же время в сфере международной экономики возникают новые конфликтные линии. Современные супердержавы соревнуются в экономической мощи, уровням технологий, торговом потенциале, способности эффективно защищать свои рынки от неблагоприятных эффектов внешней торговли, контроле над стратегическими ресурсами и т.д. В большинстве этих факторов РФ не выдерживает конкурентной борьбы не только с Северной Америкой, Японией и Европой, но и с рядом новых динамических хозяйств Юго-Восточной Азии или Латинской Америки.

Главным геоэкономическим богатством России являются значительные нефтяные и газовые залежи, относящихся к крупнейшим в мире и РФ делают одним из самых выгодных поставщиков энергоресурсов в Европу. Альтернативными источниками нефте - и газоснабжения стран ЕС есть бассейны Северного моря, Северной Африки, Ближнего Востока, а также государств, выходящих к Каспию. Самыми удобными для европейских государств есть месторождения в Северном море, но их ресурсов не хватает для полного удовлетворения энергетических потребностей Европейского региона. Транспортировки энергоресурсов через Средиземное море является достаточно дорогим. Ближневосточный регион отличается значительной политической нестабильностью и обострением отношений с Западом. Поэтому поставки нефти и газа с Ближнего Востока связано с высокими рисками. Самыми стабильными в политическом отношении экспортерами энергоресурсов остаются центрально-азиатские страны и Россия. Альтернатив для транспортировки центрально-азиатских нефти и газа в обход территории России немного. Хотя такие проекты активно разрабатываются, они являются чрезвычайно дорогими как с точки зрения технической реализации (необходимость преодолевать орографические барьеры и морское пространство), так и в плане обеспечения политической стабильности в транзитных странах. Обходные варианты возможны только через территорию Азербайджана или Ирана, далее через Грузию или Армению к Турции или сразу из Грузии морским путем. При этом Иран является политически нестабильным партнером, а союзная России Армения вряд ли будет поддерживать проекты транспортировки энергоресурсов в обход РФ. Если транспортировка нефти возможно танкерами морским путем, то природный газ выгоднее транспортировать по трубопроводам. В этом отношении Российская Федерация имеет еще более выгодные позиции. Итак, нефтегазовый комплекс России является весомым фактором ее геополитического влияния в Евразии.

На протяжении последних лет в РФ произошло переосмысление реальных возможностей российского геополитического влияния. Текущая внешнеполитическая деятельность Кремля хорошо укладывается в доктрину гарантирования приближенного к монополистического положения РФ как экспортера энергоресурсов в ЕС, а также к поясу стран между РФ и ЕС. В этом отношении перспективы политического сотрудничества между РФ и Ираном, так же как попытки сохранить свой контроль в странах "ближнего зарубежья", в том числе в форме Единого экономического пространства, лучше согласуются с "енергоресурсною" геополитической концепции России, чем с вариантом военно-политического альянса, направленного на противодействие гегемонии США, о чем писал С. Бжезинский.

Серьезный вызов российским геостратегическим позициям составляет прохождения важнейших нефте - и газотранспортных магистралей через территорию Украины, которая ежегодно политически отдаляется от РФ. Попыткой удержать монополию на поставки энергоресурсов можно объяснить стремление РФ сохранить нестабильность в странах Закавказья, в частности активное участие в юго-осетинском и абхазском конфликтах в Грузии, военное присутствие в Армении и т.д.

На современном этапе "энергоресурсная" геополитическая стратегия РФ дает неплохие результаты в форме как экономических, так и внешнеполитических дивидендов. В то же время она имеет несколько негативных для РФ сторон. Во-первых, полная ориентация хозяйства России на экспорт энергоресурсов ослабляет внутренний динамизм российской экономики, что, в свою очередь, ведет к все большему отставанию по темпам экономического развития, так и по уровню технологического развития. Во-вторых, минеральные ресурсы не являются вечными, и в перспективе нескольких десятков лет такая стратегия потеряет свою1 актуальность.

В пределах постсоветского пространства РФ пытается сохранить свое влияние на политическую ситуацию в странах - соседях. Самыми распространенными способами является экономическое давление (торговые войны с Украиной и Молдовой), поддержка сепаратистских движений и спекуляция на теме защиты прав русских меньшинств (содействия конфликтов в Южной Осетии и Абхазии в Грузии, "подогрев" приднестровской проблемы), поддержка диктаторских и коррупционных режимов, опирающихся демократическим преобразованиям, а также пропаганда относительно общего врага славянско-православного мира, уособлюваного военно-политическим блоком НАТО. Эффективность этих методов различается в каждом отдельном случае, хотя в целом они доказывают свою неспособность обеспечить эффективный политический контроль над бывшими территориями СССР.