Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ

 

Урок № 47

ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ И ИХ ВИДЫ. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

Цель: закрепить знания и навыки по теме; научить целесообразно использовать синонимы в собственной речи; развивать гибкость мышления и речи; воспитывать уважительное отношение к слову, к языку.

Внутрішньопредметні связи:

Словообразование и стилистика: на уровне синонимов.

Морфология: части речи.

Синтаксис: словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация: знаки препинания.

Развитие речи: виды речевой деятельности.

Межпредметные связи: художественная литература.

Тип урока: формирование практических умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока

 

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

► Что такое синонимы? Какое значение они имеют?

► Какие разновидности лексико-стилистических синонимов вы знаете? Приведите примеры.

► К какому виду лексико-стилистических синонимов относятся следующие словосочетания? Введите их в предложения и объясните стилистический эффект.

Свободная неволенька, сладкий плач, слезная радость, надежда рвется, захмарена лазурь, нежные угрозы, счастливый грусть, молчаливая музыка, безмолвный крик, посеребренные виски.

 

IV. Формирование и совершенствование практических умений и навыков

Тренировочные упражнения

► Выразительно прочитайте тексты. Какие языковые стилистические средства обеспечивают их выразительность? Объясните знаки препинания.

Тихо звечоріеться в полях.

Гаснет в небе пламя черлеве.

И ведет домой седой путь,

И говорят сумерки до меня

(М. Братан)

 

Ходят ночи без словечка,

И дня не говорят,

Виллялися из ведерка

С водой и звезды

(М. Винграновский)

 

Работа в группах

► К каждому из приведенных ниже глаголов подберите по несколько соответствующих синонимов, представленных в справке. Составьте три предложения с одной из групп синонимов, запишите их и подчеркните члены предложения.

 

1. Длиться -

2. Бурно -

Молить -

Внезапно -

Віднітися -

Всегда -

Делаться -

Всенародно -

Вмешиваться -

Украдкой -

 

Справка. 1. Бовваніти, молить, делаться, твориться, продолжаться, маячить, встревать, твориться, тянуться. 2. Неожиданно, прилюдно, исподтишка, непрестанно, неожиданно, буряно, вечно, вдруг, вдруг, бурно, украдкой, публично, скрытно, тайно, буйно, раз в раз, постоянно.

► Спишите, заменяя слово край синонимами, представленными в справке. Какой вариант, по вашему мнению, более выразительный?

1. Улетают журавли в теплый край.

2. В нашем крае много лесов.

3. Лесник жил где-то на краю села.

4. Вода полилась через край стакана.

5. Хорошо играют наши футболисты, особенно правый край.

6. Вернулся в родной край.

Справка. Правая сторона, в конце, на родину, винцит, местность, в теплые края.

 

Лингвистическое исследование

► Прочитайте текст. Найдите в нем перифрастичні обороты (загальномовні, концептуальные, экспрессивно-смысловые, функционально-языковые, перифразы, переносное значение). Определите их стилистическую роль. Выпишите их.

О рыбаках и рыбалке написано множество научных статей, брошюр и даже монографий. Но юмористических рассказов на эту благодарную и вечную (пока) тему написано еще больше. Поэтому автор этого произведения о рыцарях крючка и наживки но никак не рискует, что его обвинят в желании быть слишком вясе оригинальным. Не рискует он тем, что ему заінкримінують намерение высмеять славное племя (Ю. Шанин).

 

V. Систематизация и обобщение усвоенного материала

► Среди каких частей речи чаще всего встречаются лексико-стилистические синонимы? Чем, по-вашему, это можно объяснить?

► Перепишите предложения. Подчеркните синонимы. К какому виду они принадлежат? Какова их стилистическая роль? Объясните знаки препинания.

1. Среди нашего народа, скажу вам, случаются всякие фамилии - странные, причудливые, удивительные, неправдоподобные.

2. Мы с вами знаем, что значит кричать, что значит шуметь, кричать - но то, что делается, когда - гол! - этого описать нельзя (Остап Вишня).

3. Срібнив крыльями залетный голубь осень И трепетно сновал в небе круги, Мне на клюве лучи носил... (В. Ткаченко).

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

► Напишите сочинение на тему «Волшебная зима», используя лексико-стилистические синонимы разных видов.