Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
План-конспекты уроков

Урок № 55

Тема. Элементы практической риторики. Тематическое тестирование

 

Цель: закрепить знания учащихся о практическую риторику; выяснить уровень усвоения ими указанной теме; развивать логическое мышление, память, умение использовать полученные знания на практике, формировать навыки самостоятельной работы.

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний и навыков; проверка и учет полученных знаний, умений и навыков).

Оборудование: учебник, тесты.

ХОД УРОКА

I. Сообщение цели и задач урока.

II. Воспроизведение теоретических сведений.

v Беседа.

1) Что является предметом изучения риторики?

2) Прокомментируйте высказывание: «Понятие словесной наглядности связано с ассоциациями».

3) Какие выразительные средства обеспечивают словесную наглядность?

4) Что такое метафора?

5) разновидность метафоры вам известный?

6) Какова роль метафоры в публичном речи?

7) 3 какой целью ораторы используют противопоставление?

8) Что такое парадокс? Наведите пример.

9) Приведите пример гиперболы.

10) При которой условия становятся эффективными применены в выступлении призывы, в частности лозунги?

11) Какова роль цитирования?

12) 3 какой целью ораторы употребляют риторические фигуры (риторические вопросы и обращения)? Приведите примеры.

13) От чего зависит восприятие содержания речи?

14) Что такое темп речи?

15) Которая бывает громкость речи?

16) темп и громкость есть для выступления оптимальными?

17) Что такое интонация? Покажите, как с помощью изменения интонации можно передать чувства и переживания.

III. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

v Прочитать, обращая внимание на правильное интонирование, оптимальный темп и громкость.

Указать принятые в тексте выразительные средства риторики.

 

НА ПРАЗДНИК ЖЕНЩИНЫ

Никогда не была она ни царевной, ни принцессой, женщина моей земли.

Далеким ранним сном пришли с полулегенды образы нашей первой христианки княгини Ольги и чайки-зигзиці Ярославны.

Тьмавим переводом здиміли фигуры султанши Насти Лисовской, а с ней женщин, что руками казацких полковников держали шестоперы.

Заранее бедствия историческая судьба положила на украинскую женщину тяжелый крест и требовала от нее мужества. Под этой тяжелой ношей вместе с мужем она создала, передала детям язык, песню и память о честный род.

...Сейчас самое страшное слово о женщине - это слово статистики. Оказалось, что не только в колхозе она большая сила. Самые тяжелые и самые дешевые работы в городе тоже выполняет она. Копает рвы. Асфальтирует дороги. Вывозит за город снег. Носит кирпичи. На глазах у прохожих мужчин, неловко одвертаються. Пожимают плечами... Смотрят привычными, равнодушными глазами...

Что сейчас скажешь про равенство и право женщины? Она имеет все гражданские права, которых не чувствует за грузом обязанностей. И все еще спит идеалом рыцарского любовь, мужественного защиты, домашнего достатка и уюта. Новом меняющемся мировые расшатанных норм она навязывает неизменное условие: старое понятие о порядочности и старую серенаду о верности. (По Есть. Сверстюком)

v Предупредительный диктант.

Указать принятые в предложениях выразительные средства (сравнения, метафоры, противопоставления, призыв, парадокс, риторические вопросы и обращения). Объяснить роль каждого в публичном вещании.

Стремительное течение жизни подхватила наш корабль и понесла. Команда растерялась, потому что за годы потребительского жизни прочь знікчемніла. Мы и оглянуться не успели, как поблекли высшие ценности. В информационный вакуум ворвался ветер времени - все завихрилося и смешалось: правда, вымысел, почерневшие постройки полуправд. (Есть. Сверстюк)

v Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия).

В скобках пометить выделенный в каждому из предложений виражальний средство.

Образец.

Его слова на костылях ковыляют (Род. творческим.). (Метафора.)

Дремлют задуманные фрески, иконы - в німім молчании, часовня покрылась мхом, нигде никаких прочанів. Тишина - до самого неба! Канула в ночь свеча (И. Светличный).

IV. Проверка самостоятельной работы учащихся.

V. Сообщение способов проверки полученных знаний и сформированных умений и навыков (инструктаж к тестированию).

VI. Проведение тестирования.

1. Риторика - это:

а) наука о культуре общения и речи;

б) наука о правильную артикуляцию звуков речи;

в) наука о правильном применении мимики и жестикуляции;

г) наука и искусство убеждать собеседников.

 

2. Сравнение - это:

а) художественное определение, что выделяет и образно изображает какую-то характерную черту или признак человека, предмета, явления;

б) последовательное изображение двух или нескольких явлений из разных сфер жизни, показ событий на фоне других, чем-то подобным;

в) объяснение одного предмета через подчеркивание его похожести на другой;

г) использование многозначности какого-нибудь слова или выражения.

 

3. В основе метафоры лежит:

а) нарушение общепринятого порядка слов в предложении;

б) перенесение свойств и признаков одного явления на .інше на основе сходства;

в) сочетание контрастных понятий:

г) слова и их формы, произносятся или пишутся одинаково, а значение имеют разное.

 

4. Метафорическим является выражение:

а) Украинский правописание хорошо проработан несколькими поколениями языковедов (Из газеты);

б) Прильну ко мне, слово, когда искренняя льется речь (Л. Забашта);

в) Язык - система звуковых знаков, что выполняет коммуникативные, познавательные, оценочные, эстетические и другие функции (3 учебника);

г) И каждая речь - неповторимая... (Д. Белоус).

 

5. Парадокс - где:

а) перестановка слов в предложении с целью их выразительность, предоставление высказывания нового оттенка;

б) утверждение, что расходится с устоявшимися взглядами и будто противоречит здравому смыслу, а на самом деле имеет глубокий смысл;

в) способ изображения явлений действительности в искаженно-комическом, намеренно преувеличенном или уменьшенном виде;

г) развлекательный драматическое произведение на бытовую тему, в основе которого - преимущественно анекдотическая событие.

 

6. Образцом парадокса есть пословица:

а) Какова головонька, такая розмовонька;

б) Всего бывает на веку: по спине и по стороны;

в) Тише едешь - дальше будешь;

г) Дважды молодым не быть.

 

7. Гипербола - это:

а) неумеренное восхваление и прославление выдающегося общественного события или подвигов и свершений выдающегося человека;

б) представление или сочинение, направленный на том, чтобы рассмешить средствами грубого комизма и различных преувеличений внешних признаков персонажей;

в) чрезмерное преувеличение каких черт или признаков явлений или предметов с целью их выразительность;

г) изображение, в котором комический эффект достигается преднамеренным искажением, сознательным преувеличением или преуменьшением характерных черт или признаков висміюваного.

 

8. Антонімічним к термину гипербола есть термин:

а) секстина;

б) літота;

в) метафора;

г) эпифора.

 

9. Риторический вопрос - это:

а) вопросы, по которым ритор (оратор) обращается к слушателям, чтобы проверить, поняли суть им сказанного;

б) вопрос, с которым слушатели обращаются к оратора, чтобы уточнить сказанное им;

в) вопрос, которым отзывается утвердительный мнение на которое отвечает тот, кто его ставит;

г) вопросы, из которых состоит план подготовленной оратором речи.

 

10. Риторическим является вопрос:

а) Как тебя хоть зовут, земляк? (Григор Тютюнник);

б) И скажи-так, девушка, из которого ты села, с Биевец, с Дешок? (И. Нечуй-Левицкий);

в) Дядя, а вы мне не можете дать «Приключения Тома Сойера»? Возможна или невозможна такая возможність? (М. Стельмах);

г) Хочешь языка познать казну? (Л. Забашта).

 

11. Интонация - это:

а) средство юмора и сатиры, основан на назывании противного, когда о чем-то говорится будто в позитивном плане, но подтекст свидетельствует об обратном;

б) элемент эмоциональной и смысловой выраженности, что проявляется в изменении высоты тона, силы звучания, тембру голоса, чередовании пауз;

в) средство художественной выразительности, оказывается в подборе таких звуков, которые способствуют созданию нужного образа;

г) повторение одних и тех же звуков, слов, строк в начале и в конце текста или его частей.

 

12. Темп речи - это:

а) продолжительность звучания слов и пауз, скорость речи в целом;

б) быстрое, без подготовки создания стихов, песен, сказок и т.д.;

в) повышенная возбужденность, душевность, эмоциональность высказывания авторскими чувствами и настроениями;

г) разрыв предложения межстрочным паузой, когда оно начинается в одном віршовому строке, а заканчивается в следующем.

 

VII. Ответы учителя на вопросы учащихся (после того как тестовые задание выполнено).

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Домашнее задание.

Подготовить текст доклада на предложенную учителем тему (с языка, литературы), воспользовавшись памяткой учебника. Подготовиться к произнесения доклада.