Урок № 54
Тема. Выступление перед аудиторией:
обращения, интонация, взаимодействие со слушателями, темп и громкость речи, поведение
во время выступления
Цель: объяснить школьникам значение интонации,
темпа и громкости речи оратора, упражнять их в варьировании, проинформировать о
особенности ораторского речи, ознакомить со средствами достижения взаимодействия
со слушателями, приемами налаживания контакта с аудиторией, правилами поведения
во время выступления; развивать логическое мышление, прививать правила этики,
обогащать словарный запас учащихся.
Тип урока: урок изучения нового
материала.
Оборудование: учебник.
ХОД УРОКА
I. Сообщение
темы и цели урока. Мотивация обучения.
II. Изучение
нового материала.
v Объяснение учителя.
Чаще всего выступление начинают с
этикетных формул: обращение (Господа... Уважаемые учителя и ученики... Многоуважаемые
коллеги... Дорогие друзья... Дорогие наши выпускники...), приветствие, представление,
выражение радости (Рад приветствовать... рад видеть... Позвольте
представиться... Рад возможности пообщаться...).
Что такое выступление? Бесспорно, это
монолог (от греч. monos - один и logos - слово), однако монолог особого типа. Монолог
оратора обращен к слушателям, однако оратор не просто говорит, он
общается, ведет с ними беседу. Чувствуя реакцию аудитории (кто-то
соглашается, кто-то сомневается, кто-то категорически не согласен), оратор должен
реагировать на нее: что-то уточнить, проиллюстрировать, сослаться на авторитеты,
прибегнуть к убеждению. Таким образом, возникает своеобразный диалогический монолог -
монолог, адресованный аудитории и каждому слушателю в частности.
Готовясь к выступлению, оратор должен
быть готовым к установлению контакта с аудиторией. Случается, что слушатели
настроены безразлично, недоверчиво, даже недоброжелательно. Чтобы привлечь внимание
аудитории, «завоевать» ее, опытные ораторы применяют такой прием, как
«цепляющий крючок» - так назвал его известный российский адвокат А. Лошади. «Внимание
каждого (ребенка, неуча, интеллигента и даже ученого),- писал этот выдающийся
оратор,- может быть вызвана чем-то простым, интересным и близким к тому, что этот
каждый чувствовал и переживал». Это может быть рассказ о неожиданном событии,
какую-то диковинку, парадокс, обращение к аудитории с неожиданным для нее
вопросом т.д.
Другим приемом постепенного
установление контакта с аудиторией является сосредоточение внимания на оратора
доброжелательном лице одного из слушателей. В течение недолгого времени обращаясь
к нему, будто он является единственным, как правило, удается сосредоточиться и завладеть
вниманием зала.
Для поддержания контакта оратор имеет
всматриваться в лица слушателей: это дает ему возможность вовремя заметить
ослабление внимания.
Если оратор почувствовал, что слушатели
устали, он может прибегнуть к приему эмоциональной разрядки - предложить
угадать, кому принадлежит какое высказывание, пошутить, рассказать анекдот и т.д.
После такой «передышки» опытный оратор как можно чаще переходит к
важнейшей части выступления.
Цель всех названных приемов -
вызвать или сохранить интерес аудитории. Однако для установления прочного
контакта со слушателями применение только их недостаточно.
Как было отмечено, выступление оратора есть
монологом особого типа - монологом, обращенным к конкретным адресатам, діалогічним
монологом. Взаимодействие оратора и слушателей на протяжении всего выступления обеспечивает такая
скрытая форма диалога, присутствует уже в самой структуре выступления. Именно она
помогает достичь эффекта сопереживания.
Формы сопереживания являются следующие:
интеллектуальное и эмоциональное сопереживание.
Интеллектуальное сопереживание - это
совместная мыслительная деятельность оратора и слушателей. Выражая собственную позицию,
оратор как бы «публично» мыслит. Такая манера выступления называется мышления вслух
(термин принадлежит российскому юристу Л. Петражицькому). Оратор размышляет,
формулирует тезисы, выдвигает гипотезы, приводит аргументы, сопоставляет факты и
взгляды, полемизирует с мнимыми или действительными оппонентами, включая аудиторию в
процесс творческого восприятия своего выступления.
Относительно эмоционального сопереживания, то
речь идет о личностном эффект заражения: если оратора не волнуют высказываемые
ним мнения, аудитория останется равнодушной. Чем более эмоционален выступление, тем больше
влияет ли он на чувства людей, активизируя их воображение.
Успеха достигает оратор, способный вызвать
и интеллектуальное, и эмоциональное сопереживание слушателей.
Кроме скрытого диалога, в процессе
выступления оратор может прибегнуть к диалогу откровенного: обратиться к аудитории с
вопросами и дать ответы на вопросы слушателей.
Структуру общения оратора с
аудиторией можно подчеркнуть в виде такой схемы:
Контакт с аудиторией можно укрепить
применением таких средств, как употребление местоимений i И II лица (напр.: Вам
известно, что... Я сделаю попытку объяснить... Бесспорно, вас беспокоит... Я попробую
вас успокоить... Мы переживаем по поводу... Нас беспокоит..), глаголов в форме И
и II лица повелительного наклонения (напр.: Давайте рассуждать вместе! Попробуем разобраться!
Обратим внимание... Задумаемся... Сразу заметим... Скажем откровенно...
Конкретизуймо... Отметьте себе... Обратите внимание... Запишите... Исправьте,
если я ошибаюсь), обращение к слушателям (напр.: уважаемые господа, уважаемые
оппоненты, дорогие друзья, коллеги), риторические вопросы.
III. Выполнение
упражнений на закрепление изученного.
v Прочитать.
Объяснить, в каком из отрывков говорится
про интеллектуальное сопереживание, а в каком - об эмоциональном (эффект заражения).
Если родилось слово не в огне, оно
огнем не станет во мне. Не преподнесет мой дух на высокие башни и не зажжет во мне
пожара (О. Долгое). Однажды Авраама Линкольна, который на своих журавлиных ногах
возвышался над всеми собеседниками, спросили, какой длины должны, на его
мнению, быть у человека ноги, Линкольн ответил, что ноги должны быть как раз такими,
чтобы ими можно было достать до пола. Когда я спросил у вашего руководителя, который
время мне выделено для выступления, он дал аналогичный ответ: «Можете говорить,
пока все не скажете». Что же, мое выступление будет не таким долгим, как Лінкольнові
ноги, но достаточно длительным, чтобы убедиться в том, что вы разделяете одну из моих
мыслей. Мысль эта такая... (А. Стивенсон).
IV. Изучение
нового материала.
v Объяснение учителя.
Оратор должен безупречно владеть
орфоепічними нормами - правильно произносить звуки и делать ударение в словах.
Кроме того, он должен чувствовать вещания в звуках, ведь восприятие аудиторией
смысла им сказанного зависит прежде всего от темпа его речи.
Темп - это скорость произнесения
звуков, слогов за определенный промежуток времени (например, за минуту).
По мнению исследователей, оптимальной
условием доступности восприятия речи является средний темп-примерно 100-120 слов
за минуту. Наиболее важные мысли необходимо выражать в несколько замедленном
темпе, порой прибегая к их повторения. Второстепенную информацию вполне возможно
подавать в ускоренном темпе.
Важна громкость речи
оратора. Если он говорит тихо, его не услышат, слишком громкое произнесение
речи обычно вызывает у слушателей раздражение. По высоте голос может быть
низким, высоким и средним - это зависит от его природы. Главное, чтобы
оратор говорил естественным голосом.
Кстати, с целью активизации внимания
слушателей оратору достаточно усилить громкость речи или повысить тон голоса.
После возобновления внимания аудитории нужно вернуться к нормальному тону, чтобы
у слушателей не сложилось впечатление, что оратор нервничает. Можно прибегнуть и к
противоположного приема: снизить громкость речи до шепота понизив тон
голоса. Восстановить внимание можно и изменением темпа речи, особенно замедлением
(не нарушая при этом логической стройности изложения).
Интонация - средство устной речи,
что заключается в выражении его мелодики, громкости, темпа речи, ударений и пауз.
Антиподом богатого интонациями речи является его монотонность.
С помощью интонации можно
передавать самые разнообразные чувства и переживания. Ученые насчитывают более 20 интонаций,
что выражают отдельные чувства: угрозы, радости, гнева, восторга, злости,
отчаяния, удивления, страха, сомнения и т.д. Оратор должен стараться передать
голосом чувства, соответствующие содержанию его выступления. Если же интонация
выступающего смыслу им сказанного не соответствует, 30-40 % информации, за
утверждению ученых, не воспринимается слушателями.
Таким образом, основные особенности
голоса оратора можно перечислить в виде плана:
Особенности голоса оратора
1. Дикция (ясная, четкая, правильная
произношение звуков).
2. Темп речи.
3. Громкость речи.
4. Высота голоса.
5. Эмоциональность голоса (умение
выразить голосом чувства и переживания).
V. Выполнение
упражнений на закрепление изученного.
v Прочитать, варьируя темп - сначала в ускоренном, потом
в замедленном темпе.
Сделать вывод о зависимости
восприятие слушателями информации от изменения темпа чтения. Используя
секундомер, прочитать пословицы в среднем темпе - 100-120 слов в минуту.
Прочитать пословицы, постепенно ускоряясь, а затем замедляя темп чтения.
Одних можно слушать, других нельзя
слушать, третьих нельзя не слушать (Д. Меджит). Умение владеть голосом,
правильным произношением, жестами формируются до двадцати лет (В. Джеме).
Твой язык гундосий не здоженеш
босым. Говорит, словно тесто месит. Слово выдает, как будто жвачку жует. Тарахтит
Солоха, как бочка с горохом. Дай тебе, Боже, чтобы ты тихонько шептался, а община
тебя слушала. Глоткой не возьмешь. Холодным словом сердца не зажжешь. Короткое
слово приятно слушать, под длинное слово хорошо думать. Слова умом направляй, а
чувством урівноважуй. (Род. творческим.)
v Любую поэзию прочитать наизусть в среднем темпе.
v Прочитать скороговорки, варьируя темп, а затем темп и громкость
чтение.
Кто о Прокопа, кто о Прокопиху,
кто о Прокопових детей. Бук бундючивсь перед дубом: тряс над дубом бурым
чубом, дуб пригнул к чуба бука - будет буковые наука. Волк-вовцюг овцу тащил,
Вова вовку - вилы в сторону. Как же взвыл волк-вовцюг, мигом выпустил овцу. Забыл
Кондрат Панкратів домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте
трактор, поэтому ждет на тракте трактор Кондрата с домкратом Панкрата. (Рожд.
творческим.)
v Представлен отрывок прочитать сначала тихо, потом громко.
Назвать особенности восприятия прочитанного аудиторией в первом и втором
случае.
v Поданы предложения прочитать, передавая с помощью интонации
разные чувства: страха, удивления, угрозы, сомнения, восторг.
Хвалю халву. В поле поле Фрося
просо. Купи кучу пуха. Гонец с галер сгорел. (Род. творческим.)
v Прочитать, передавая: равнодушие, радость, удивление,
иронию, восхищение, разочарование.
Я с тобой согласен. Ты счастлив.
Пойдем скорее. Это была непростая работа.
Дамы и господа! Ученицы и ученики! Мои
любимые!!! Леди и джентльмены!
v Выразительно прочитать текст, устно пересказать его, правильно
інтонуючи, контролируя темп чтения, громкость и высоту голоса.
Мысль о оратора состоит в
слушателей именно во время его выступления. Аудитория присматривается: как он стоит,
какое у него выражение лица, как он движется.
Оратор не должен быть похожим на
картинку из журнала мод. Однако неряшливость может обойтись ему дорого: прическа
должно быть в порядке, руки и ногти - чистые, одежда - отглаженный. Скромность сприйнятніша
за навязчивый шик. Оратор не должен вызывать удивления или зависти -
экстравагантность станет на пути установления контакта.
В основном аудитория не любит
официальной обстановки публичного доклада. Оратор должен создать теплую и
доброжелательную, дружескую, но деловую атмосферу общения. Держась скромно, но
уверенно оратор должен вызвать доверие слушателей.
Важнейшие фрагменты выступления
могут увиразнюватися движением оратора - шагом вперед или изменением положения тела.
Выразительные жесты - это движения кистей рук. Такие жесты усиливают эмоциональность
сказанного, однако прибегать к жестикуляции нужно осторожно. Жесты уместны в
процессе составления описи, они помогают показать место или передать движение. Кроме
того, жестикуляция передает настроение оратора. (По П. Сопером)
VI. Подведение
итогов урока.
VII. Домашнее
задачи.
Подготовиться к выступлению на классных
собрании на одну из тем: «Как нужно говорить, чтобы тебя не слушали, а слышали
(особенности произнесения речи)». «Какого оратора я хотел бы слушать
(личностные особенности оратора)».