Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

УРОК № 46

Тема. Обобщение изученного по теме «Бессоюзные сложные предложения»

 

Цель: обобщить изученное и систематизировать знания учащихся о сложном бессоюзном предложении, о знаках препинания в нем; развивать умения и навыки выделять в тексте данные конструкции и правильно использовать правила пунктуации; логично и последовательно мыслить; воспитывать чувство ответственности и коллективизма.

Оборудование: учебник, словари, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Ум может придать слову ложный блеск, одно сердце его согревает.

П. Буаст

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учащиеся читают сочинения-миниатюры.)

2. Беседа с учащимися.

1) Какие сложные предложения называются бессоюзными?

2) Как выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях?

3) Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?

4) Когда ставится запятая в бессоюзном сложном предложении?

5) Вспомните, когда ставится точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении?

3. Творческий диктант с грамматико-этимологическим заданием.

•     Запишите слова; составьте бессоюзное сложное предложение, используя данные слова; объясните постановку знаков препинания; выполните синтаксический разбор предложения; объясните происхождение слова фейерверк.

Диверсия, деликатес, бизнесмен, импонировать, истинный, компромисс, кульминация, либерал, ликвидация, чемпион, вельвет, речитатив, блестящий, серебряный, искусственный, сочетание, напрасно, чувствовать, преодолевать, участвовать, экспериментировать, рекомендовать, агитировать, фейерверк.

(Фейерверк [фейер — «огонь», верк — «дело» (нем. яз.)].)

 

IV. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

2. Лингвистическое моделирование.

•     Составьте предложения по данным схемам; объясните постановку знаков препинания, сформулируйте правила; выделите грамматические основы.

1) [ ] ; [перечисление ].

2) [ ] : [причина].

3) [ ] : [пояснение].

4) [ ] : [изъяснение].

5) [ ] — [противопоставление].

6) [время или условие] — [ ].

7) [ ] — [вывод, следствие].

3. Работа с текстом.

•     Прочитайте текст; определите его основную мысль; найдите в нем бессоюзные сложные предложения, составьте их схемы; объясните постановку знаков препинания в бессоюзных конструкциях.

Летний зной

Наступила тишина. Слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. Где-то неблизко плакал один чибис и изредка раздавался писк трех бекасов, прилетевших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости. Мягко картавя, журчал ручеек, но все эти звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха, а, напротив, вгоняли природу в дремоту.

Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь, после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль; только холмы стояли поближе, да не было мельницы.

Из-за скалистого холма, где тек ручей, возвышался другой, поглаже и пошире; на нем лепился небольшой поселок из пяти-шести домов. Около изб не было видно ни людей, ни деревьев, ни теней, точно поселок задохнулся в горячем воздухе и высох. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднес его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке.

Когда надоела музыка, он погнался за толпой желтых бабочек, прилетевших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился возле брички. Дядя и отец Христофор крепко спали; сон их должен был продолжаться часа два-три, пока не отдохнут лошади... Как же убить это долгое время и куда деваться от зноя?

(А. Чехов)

4. Перевод текста с украинского языка на русский.

•     Переведите предложения на русский язык; поставьте необходимые знаки препинания; объясните их расстановку.

1) Чорне кучеряве волосся заквітчане польовими квітами чудовно вилося коло білого чола тоненькі пасма того чорного аж полискуваного хмелю спадали на біле рум’яне личко.

2) Добре працюватимеш честь матимеш.

3) Прояснилось небо сяючи міріадами зірок виплив із-за хмари повновидий місяць.

4) Материні сльози як криниця не спинити її не вилити.

5) Вітер дужчає на човні збирають вітрила.

5. Упражнение для взаимопроверки.

(Предложения записаны на доске или на карточке.)

•     Задание 1. Выясните, какие перед вами предложения (А — простые предложения с однородными членами; Б — бессоюзные).

I вариант

1) Многие видел я страны, счастья искал повсюду, только удел желанный больше искать не буду.

2) Время обдумало, сдуло все лишнее.

3) Дело было вечером, делать было нечего.

4) Я шагал за счастливой долей, беспокойным искателем стал.

 

II вариант

1) Пришла пора цветов и трав, земля работы нашей просит.

2) Колышется даль голубая, не видно нигде берегов.

3) Густые тени вечер стер, туманом лег в пруду.

4) Тепло, вода сбегает.

• Задание 2. Выясните в каком предложении поставлено двоеточие (А — в простом предложении; Б — в сложном бессоюзном предложении).

І вариант

1) Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.

2) Подходим ближе: стая морских птиц колыхается на волнах.

3) Везде тишь: ни собака не тявкнет, ни голос человеческий не окликнет.

4) Вечером, бывало, окна светились разным цветом: оранжевым, белым, зеленым.

 

II вариант

1) Людям хотелось бы все сохранить: и розы, и снег.

2) Стволы берез уже белели во мраке: приближался скудный и холодный рассвет.

3) Чуть-чуть внимательнее будь: многое уже не повторится.

4) И вдруг в затихшем саду новые звуки: треснула ветка хвороста, шуршат кусты.

•     Задание 3. Определите, какой знак препинания нужно поставить между предложениями (А — запятую; Б — двоеточие; В — тире).

I вариант

1) А просьба моя состоит в следующем берегите наш язык.

2) Четвертый час надо торопится к обеду.

3) Встречались мы с дождем и вьюгами огонь и воду вместе мы прошли.

4) Зазвучали шорохи рассвета небо слабо начало светлеть.

 

II вариант

1) Догорал апрельский светлый вечер по лугам холодный сумрак лег.

2) По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки отцветает черемуха.

3) Деревья гибнут лес не умирает.

4) Сегодня — неземная благодать прозрачно небо, неподвижны звезды.

 

Правильные ответы для взаимопроверки

 

I вариант

1

2

3

4

Задание 1

Б

Б

А

А

Задание 2

А

Б

Б

А

Задание 3

Б

В

А

А

 

II вариант

1

2

3

4

Б

Б

А

Б

А

Б

Б

Б

А

Б

В

Б

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал, подготовиться к тематической контрольной работе.

2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.