УСТНОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 100 С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД
Урок 47. ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ДВОЦИФРОВИХ ЧИСЕЛ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цель: закрепить навыки сложения и вычитания двоцифрових чисел, умение решать задачи в два действия; развивать математическое речи; воспитывать интерес к математике.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Проверка домашнего задания (с. 61, задача 377; 378)
Задача 378
- Расскажите составленную задачу, прочитайте ее решения.
2. Решение круговых примеров
3. Творческая работа над задачами
• На водяных ліліях сидели 26 бабочек и несколько бабок. Когда 7 бабок полетело, то их осталось 5.
Придумай разные вопросы. Подбери выражение, который поможет найти ответ на каждый твой вопрос.
7 + 5
26 + (7 + 5)
26 - (7 + 5)
• Подбери числовые данные и реши задачу.
В корзине было [ ] кг яблок и [ ] кг груш. Использовали [ ] кг фруктов. Сколько фруктов осталось?
4. Сравнение выражения и числа
5. Минутка каллиграфии
- Установите закономерность и запишите числа, вставляя пропущенные.
2; 4; 6; 8; 10; ...
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня на уроке мы закрепим навыки сложения и вычитания двоцифрових чисел.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику (с. 61-62)
Задача 379
Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях.
Математический диктант
• Сумму чисел 25 и 7 уменьшить на 12.
• 65 уменьшить на сумму чисел 18 и 4.
• Разность чисел 60 и 12 уменьшить на 15.
• 48 увеличить на разность чисел 42 и 30.
Задача 380
Ученики комментируют, как выполнили вычисления.
- Какая полоска самая короткая?
Задача 381
Ученики с помощью учителя объясняют каждый способ вычисления.
Задача 382
Ученики с места составляют и решают задачу по таблице. Записывают в тетрадь условие, вопрос и решение задачи.
Задача 383*
Один ученик у доски объясняет.
- От крупнейшего двоцифрового числа вычесть наибольшее число четвертого десятка. (99 - 39 = 60)
Задача 384. Комментируемое решение задачи
- Рассмотрите рисунок. Что известно в задаче?
- Составьте и решите задачу, в которой нужно отдельно найти массу ящика винограда и массу ящика слив.
1) 39 - 23 = 16 (кг) - масса ящика слив.
2) 23 - 16 = 7 (кг) - масса ящика винограда.
2. Физкультминутка
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Игра «Окошки»
- Вставьте такие числа, чтобы равенства стали верными.
2. Работа над задачей
У Остапа было 25 компьютерных игр. Это на 18 игр меньше, чем у Богдана. У Ильи было на 4 игры меньше, чем у Богдана. Сколько компьютерных игр было у Ильи?
3. Офтальмологическая пауза
4. Решение логических задач
• Двое девочек сажали деревья, а одна - цветы. Что сажала Таня, если Светлана с Ларисой и Лариса с Танюшей сажали разные растения? (Деревья)
• У трех братьев 9 тетрадей, причем у младшего на 1 тетрадь меньше, а у старшего на 1 тетрадь больше, чем у среднего. Сколько тетрадей у каждого? (У младшего - 2, у среднего - 3, у старшего - 4)
• Винни-Пуху подарили на день рождения бочку с медом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину меда, то масса бочонка с медом равнялась - 4 кг. Сколько килограммов меда было в бочке первоначально? (7 - 4 = 3; 3 + 3 = 6)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
- Чему учились на уроке?
- Какое задание показалось сложным?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 62, задача 385; 386.