УРОК № 47
Тема. Умножение вектора на число
Цель урока: формирование умения умножать вектор на число; изучение свойств умножения вектора на число; формирование умений применять изученные значение и свойства к решению задач.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность и оборудование: таблица «Декартовы координаты и векторы на плоскости»[13].
Требования к уровню подготовки учащихся: описывают умножения вектора на число; откладывают вектор, равный произведению вектора на число; формулируют свойства умножения вектора на число; применяют изученные определения и свойства к решению задач.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания
- 1. Проверить наличие выполненного домашнего задания и ответить на вопросы, которые возникли у учащихся при его выполнении.
- 2. Фронтальная беседа
- 1) Дайте определение суммы двух векторов. Опишите способы построения вектора суммы двух векторов.
- 2) Дайте определение разности двух векторов. Опишите способы построения вектора разности двух векторов.
- 3) Сформулируйте законы сложения и вычитания двух векторов.
II. Поэтапное восприятие и осознание нового материала
Умножение вектора на число
Произведением вектора
на действительное число λ называетесь вектор
= λ
, колінеарний вектора
, причем:
- 1)
= |λ| ·
;
- 2) если λ > 0, то вектор
, одинаково направленный с вектором
;
- 3) если λ 0, то вектор
противоположно направленный вектору
(рис. 209).
Свойства произведения вектора на число
- 1) (λ1λ2)
= λ1(λ2
) (связующий закон);
- 2) λ1
+ λ2
= (λ1 + λ2)
(распределительный закон);
- 3) λ
+ λ
= λ(
+
) (распределительный закон);
- 4) 0 ·
= λ ·
=
.
Два ненулевые векторы
и
коллинеарны тогда и только тогда, когда
= λ
, λ - отличное от нуля число.
Координаты вектора λ
равны произведению числа λ на соответствующие координаты вектора
. Если векторы заданы на плоскости, то λ
(а1; а2) = =
(λа1; λа2).
Решение упражнений
- 1. Постройте вектор
, длина которого равна 4 см. Построй то с помощью линейки векторы:
а) 2
; б) -2
; в) 
; г) -
.
- 2. Дано
(1; -3),
(-2; 1). Найдите координаты вектора:
а) 2
; б) -3
; в) 2
+ 3
; г) 2
- 3
.
- 3. Найдите |2
|, если
(1; 2).
- 4. Докажите, что векторы
(1; 2) и
(0,5; 1) одинаково направлены, а векторы
(-1; 2) и
(0,5; -1) противоположно направлены.
- 5. Абсолютная величина вектора λ
равна 5. Найдите λ, если:
а)
(-6; 8); б)
(3; -4).
- 6. В паралелограмі ABCD О - точка пересечения диагоналей, К - середина стороны CD. Выразите векторы
и
через векторы
и
.
III. Закрепление и осмысление нового материала
Решение задач
- 1. В треугольнике ABC AM - медиана. Докажите, что
=
(
+
).
- 2. Точки М и N - середины отрезков АВ и CD соответственно (рис. 210). Докажите, что
=
(
+
).
- 3. Дан параллелограмм ABCD,
=
,
=
. Выразите векторы
,
,
и
через
и
.
IV. Домашнее задание
- 1. Изучить теоретический материал.
- 2. Решить задачи.
- 1) Даны векторы
(3; 2) и
(0; -1). Найдите вектор
= -2
+ 4
и его абсолютную величину.
- 2) В паралелограмі ABCD О - точка пересечения диагоналей, М - середина ВС. Выразите
и
через векторы
и
.
V. Подведение итогов урока
Вопрос к классу
- 1. Дайте определение умножения вектора на число.
- 2. Сформулируйте свойства произведения вектора на число.