УРОК № 47
Тема. Умножение вектора на число
Цель урока: формирование умения умножать вектор на число; изучение свойств умножения вектора на число; формирование умений применять изученные значение и свойства к решению задач.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность и оборудование: таблица «Декартовы координаты и векторы на плоскости»[13].
Требования к уровню подготовки учащихся: описывают умножения вектора на число; откладывают вектор, равный произведению вектора на число; формулируют свойства умножения вектора на число; применяют изученные определения и свойства к решению задач.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания
- 1. Проверить наличие выполненного домашнего задания и ответить на вопросы, которые возникли у учащихся при его выполнении.
- 2. Фронтальная беседа
- 1) Дайте определение суммы двух векторов. Опишите способы построения вектора суммы двух векторов.
- 2) Дайте определение разности двух векторов. Опишите способы построения вектора разности двух векторов.
- 3) Сформулируйте законы сложения и вычитания двух векторов.
II. Поэтапное восприятие и осознание нового материала
Умножение вектора на число
Произведением вектора на действительное число λ называетесь вектор = λ, колінеарний вектора , причем:
- 1) = |λ| · ;
- 2) если λ > 0, то вектор , одинаково направленный с вектором ;
- 3) если λ 0, то вектор противоположно направленный вектору (рис. 209).
Свойства произведения вектора на число
- 1) (λ1λ2) = λ1(λ2) (связующий закон);
- 2) λ1 + λ2 = (λ1 + λ2) (распределительный закон);
- 3) λ + λ = λ( + ) (распределительный закон);
- 4) 0 · = λ · = .
Два ненулевые векторы и коллинеарны тогда и только тогда, когда = λ, λ - отличное от нуля число.
Координаты вектора λ равны произведению числа λ на соответствующие координаты вектора . Если векторы заданы на плоскости, то λ(а1; а2) = = (λа1; λа2).
Решение упражнений
- 1. Постройте вектор , длина которого равна 4 см. Построй то с помощью линейки векторы:
а) 2; б) -2; в) ; г) -.
- 2. Дано (1; -3), (-2; 1). Найдите координаты вектора:
а) 2; б) -3; в) 2 + 3; г) 2 - 3.
- 3. Найдите |2|, если (1; 2).
- 4. Докажите, что векторы (1; 2) и (0,5; 1) одинаково направлены, а векторы (-1; 2) и (0,5; -1) противоположно направлены.
- 5. Абсолютная величина вектора λ равна 5. Найдите λ, если:
а) (-6; 8); б) (3; -4).
- 6. В паралелограмі ABCD О - точка пересечения диагоналей, К - середина стороны CD. Выразите векторы и через векторы и .
III. Закрепление и осмысление нового материала
Решение задач
- 1. В треугольнике ABC AM - медиана. Докажите, что = ( + ).
- 2. Точки М и N - середины отрезков АВ и CD соответственно (рис. 210). Докажите, что = ( + ).
- 3. Дан параллелограмм ABCD, = , = . Выразите векторы , , и через и .
IV. Домашнее задание
- 1. Изучить теоретический материал.
- 2. Решить задачи.
- 1) Даны векторы (3; 2) и (0; -1). Найдите вектор = -2 + 4 и его абсолютную величину.
- 2) В паралелограмі ABCD О - точка пересечения диагоналей, М - середина ВС. Выразите и через векторы и .
V. Подведение итогов урока
Вопрос к классу
- 1. Дайте определение умножения вектора на число.
- 2. Сформулируйте свойства произведения вектора на число.