Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел VIII. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

 

Уроки 56-57. Национальное и общечеловеческое в культуре. Многообразие и взаимодействие культур. культура личности

 

Цель: раскрыть закономерности развития национального и общечеловеческого в культуре, взаимодействие философии и образования; воспитывать культуру личности.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: эвристическая беседа.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся

Беседа за вопросами

1. Помните ли вы нашу экскурсию в школьный музей?

2. Памятники культуры какого народа там представлены?

3. Почему вы так легко это определили?

4. Что указывает на то, что наследие и культурные ценности принадлежат какому-то народу?

 

III. Изучение нового материала

Учитель. В условиях современного национального бытия для Украины решающее значение приобретает проблема осознания и принятия личностью своей национальной принадлежности как детерминанты собственной жизни, что определяет судьбу всей страны в ее взаимодействии с мировым обществом. Именно национальное самосознание и является тем связующим звеном, что позволяет личности почувствовать себя частицей своей нации, осознать свою принадлежность к ней. Она выступает стимулом в познании своей национальной культуры, побуждает личность к сохранению и передаче будущим поколениям ее духовных достижений, эстетических и этических идеалов народа. Ведь, как справедливо отмечал И. Франко, национальные чувства не является абстрактным, отделенным от личностного жизни понятием, а «потребностью души», проявлением индивидуального духовного развития личности.

Реалии современности позволяют утверждать, что идея полного слияния наций на практике неосуществимо. Примером сказанного могут послужить Советский Союз с неудачной попыткой создания новой исторической общности - «советского народа», а также Соединенные Штаты Америки, где теория «плавильного котла» (в нем представители разных этнических общностей должны «слиться» в единое целое) также не является приемлемой для европейских этнически четко определенных сообществ, в том числе и особенно - для Украины. Как точно отметил А. И. Солженицын: «Крепким оказался этот орешек (национализм - Авт.) для жерновов интернационализма. Вопреки марксизму, ХХ в. явило нам необоримую силу и жизненность национальных чувств и склоняет нас глубже задуматься над загадкой: почему человечество так отчетливо розквітчується нациями не в меньшей степени, чем личностями? И в этой градации на нации - не одно из самых лучших богатств человечества? И - стоит ли это стирать? И - возможно ли это стереть?» [Солженицын А. Ы. На возврате дыхания и сознания // Новый мир. - 1991. - 5.]

Однако поскольку с понятием «этнос», «нация», «национальный» часто употребляется термин «народ», нам следует определиться относительно терминологии. Этнос - это природное и культурное единство, для которой характерна целостность, сложилась исторически, общность теории, особенностей языка, культуры, быта, а также единство в сфере духовной, интеллектуально-психической. Она формируется рядом факторов как материальных, так и духовных, причем духовный аспект доминирует, выступает решающим. С развитием капиталистической экономической формации с присущей ей частной собственностью, личной инициативе и свободным рынком связан переход этноса к высшей форме своего существования - нации. Возникая в период ликвидации феодальной раздробленности и, наконец, с распадом собственно феодальных отношений, нация детерминирует укрепление связей между отдельными регионами. Для нее как своеобразного социально-исторического явления характерны общность условий жизни (экономических), территории, языка, определенных черт психологии, обусловливающие специфическое воздействие, придают особую окраску культуре и быта. Итак, нация наряду с другими сообществами, которые предшествовали ей и составляли иерархические ступени последовательного подъема этноса, образует единый исторический ряд, вызванный динамикой роста производительных сил и производственных отношений [Малая энциклопедия етнодержавознавства / НАН Украины, Ин-т государства и права. В. М. Корецкого; Редкол.: Ю. И. Рымаренко (отв. ред.) и др. - К., 1996. - С. 238]. Социальная же сообщество «народ» включает в себя на разных этапах исторического развития человечества те слои и классы, которые вследствие объективных условий, сложившихся в обществе, представляют собой реальную прогрессивную силу, способную повлиять на развитие данного общества. Именно поэтому в дальнейшем, употребляя термин «нация», мы будем придерживаться позиции философа А. Свидзинского. Анализируя возникновение наций, он отмечает, что данный термин целесообразно употреблять только в отношении такого этноса, который в своем развитии достиг уровня, когда необходимость собственного государства становится осознанной потребностью всех слоев населения [Свидзинский А. Проблемы формирования нации и государства в современной Украине // Развитие государства. - 1997. - № 10. - С. 19-20]. Со времени буржуазных революций и создание вследствие этого первых государств современного типа понятие «нация» стало охватывать все сословия, слои, классы этноса, который создал конкретное государство. Отсюда и сами государства стали именоваться национальными. А поскольку доминирующая нация росла и развивалась на своей этнической территории, создала собственную доминирующую культуру и язык, то это и стало основой для названия самой страны. Поэтому термин «нация» с некоторыми оговорками может употребляться не только в этническом, но и в государственном смысле (как в англоязычных странах - nation).

Философская позиция относительно понятия «национальное» предполагает соотношение части и целого, элемента и самой системы, то есть связывает «национальное» с общечеловеческим. Их невозможно отделить друг от друга, поскольку они существуют в тесной взаимосвязи. «Национальное» рождается в глубинах человеческого бытия и творится собственным историческим развитием человечества. Это процесс движения от индивидуального (национального) до общечеловеческого. Поэтому национальное самосознание является одной из многих общечеловеческих ценностей и оказывает наиболее ощутимое влияние на развитие национальной культуры.

Изменения в основных сферах жизнедеятельности общества влияют на процесс развития национального самосознания. Характер ее развития показывает на изменения места национальных ценностей в структуре социального организма. Нация по своей сути является более высокой или более общей, чем человек, и соотносится с человеком так, как человек, размещена в времени, соотносится сама с собой в отдельные моменты рефлексии. Соответственно, человеческая рефлексия является высшим, когда в самосознании действует национальный субъект. Национальная цель вытекает из общего принципа самоценности субъекта. Цель и путь к этой цели является усовершенствованием, истончением национального субъекта. Поэтому уровень национального самосознания, борьба нации за свое утверждение, кристаллизация национальной идеи и развитие национальной культуры выступают одновременно и средством, и результатом продвижения на этом пути. Поскольку «отсутствие причастности личной духовности делает невозможным формирование духовного поля социокультурной системы, нации, народа» [Ткаченко В. Міжетичні отношения и национальная безопасность // Етнополітичний развитие Украины: опыт, проблемы, перспективы. - 1997, С. 176], национальная идея, входя к содержанию национального самосознания, функционирует в сфере духовной деятельности и обладает мощной конгломеруючою силой, а следовательно, играет важную роль и в объединении страны, ликвидации ее раздробленности. Выступая центральным звеном национального самосознания, национальная идея наиболее органично и точно отражает мироощущение и мировосприятие нации и представляет собой, по сути, теоретически оформленную и обоснованную «мечту» нации о желаемом месте в мире, о своем предназначении и будущую судьбу. В процессе замены национального самосознания она (национальная идея) функционирует как политический, так и социально-экономический организм, ведь, будучи идеей национальной свободы, побуждает нацию до обретения свободы, что, в свою очередь, становится духовной первоосновой, источником личного развития человека и государствообразующей энергии самого народа. Так, усвідомлюючись субъектом, объективная возможность выбора воспринимается и определяется уже как свобода. Ослабление же национальной идеи приводит к ослаблению самой нации, поскольку без интегрирующих идей общество существовать не может.

Содержание и характер национального самосознания во многом зависит от образа жизни - системы деятельности, которая сформировалась на основе определенного способа производства, обусловленного историческими и природно-географическими особенностями, присущими конкретному социальному организму. Поэтому национальное самосознание, выступая важнейшим показателем национальной принадлежности, владеет в пределах определенной нации объединяющей силой и способностью противопоставлять членов данной нации другим нациям в этническом плане. Отсюда национальное самосознание является определяющим фактором этнической идентификации индивидов.

Национальное самосознание в философии рассматривается сквозь призму взаимообусловленности человеческой личностной свободы и судьбы. Именно свобода личности, по мнению современных философов, является предпосылкой эффективного функционирования различных человеческих общностей, в частности наций, поэтому уровень национального самосознания зависит от степени человеческой духовности, от глубины нравственного самосознания личности. Поскольку, как утверждает философ С. Франк, «духовное бытие в самом общем его понимании является основой и корнем реальности непосредственного самобуття» [Буббаейр Ф., Франк С. Л. Жизнь и творчество русского философа. - М., 2001. - С. 394]. Ведь в процессе общественного воспитания человеком усваиваются не только правовые нормы, но и моральные максимы, которые и утверждают ценность понятий добра, справедливости, чести, долга и осуждают их противоположности. Итак, самосознание как специфическое отражение действительности в сознании человека зависит от уровня развития ее внутреннего мира, ее личной духовности.

 

IV. Закрепление изученного материала

Беседа с практическими заданиями

1. Охарактеризуйте единство социальных и личных категорий морального сознания и морального поведения.

2. Как соотносятся между собой общечеловеческие и классово-социальные (корпоративные) моральные ценности?

3. Опираясь на Новый Завет, дайте характеристику моральных принципов христианства.

Работа в тетрадях

Составить таблицу «Общечеловеческие и национальные украинские ценности».

 

V. Итог урока

 

VI. Домашнее задание

Подготовиться к защите ученических проектов по темам:

1. «Проблема формирования украинской нации».

2. «Современные проблемы формирования украинской культуры».

3. «Украинская культура ХХ-ХХІ вв.».

4. «Особенности формирования украинской культуры на протяжении истории».

5. «Украинское искусство: проблемы и перспективы».

6. «Украинская музыка и ее вклад в формирование нации».

7. «Выдающиеся украинцы и их влияние на формирование украинской культуры».

8. «Проблема формирования человека в произведениях выдающихся украинских писателей»

9. «Проблемы формирования государства и его культуры в произведениях выдающихся украинских писателей»

10. «Формирование украинской нации на современном этапе».