Раздел VIII. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА
Урок 55. Историчность культуры. Преемственность, традиции и новаторство в культуре
Цель: сформировать понятие «традиции», «обычаи», «инновации», «новаторство»; раскрыть сущность функций культуры; воспитывать уважение к национальной и мировой культуры, деятелей культуры и искусства, прививать уважительное становления к культурным ценностям украинского и других народов мира.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения: экскурсия в школьный музей «Сокровищница».
Оборудование: музыкальные записи, репродукции картин, изделия мастеров декоративного искусства, памятники бытовой культуры.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Сейчас мы с вами входим в школьного музея «Сокровищница».
1. Как вы считаете, почему музей получил такое название?
2. Что хранится в нашей «Казны»?
III. Изучение нового материала
Учитель. Выделяют следующие основные функции культуры:
1) гуманистическая (человеко-творческая, т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);
2) познавательная (гносеологическая), потому что культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;
3) информационная - функция трансляции социального опыта, которая обеспечивает связь поколений всех времен;
4) коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;
5) ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;
6) нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.
Основные закономерности в развитии культуры:
1) преемственность в развитии культуры (временная и пространственная, положительная и отрицательная);
2) зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение;
3) неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах:
а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни, например в экономике;
б) сами виды, элементы культуры развиваются неравномерно. Сегодня в упадке, например, находится украинское киноискусство, библиотеки, клубные учреждения, книгоиздания;
4) особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.
Можно выделить несколько тенденций в нынешней культурной ситуации, которая сложилась в Украине:
а) деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру;
б) приватизация и коммерциализация культуры;
в) рост интереса к исторической культурного наследия, в том числе к религии и церкви;
г) усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабление интереса к вопросу в пользу визуальных, зрелищных форм (телевидение, ви - део), значительное снижение посещений театров, кинозалов, музеев, библиотек;
д) рост в быту элементов антикультуры (наркомании, преступности, коррупции, рэкета, проституции, порнографии, патологических наклонностей и т.п.);
е) особое беспокойство вызывает состояние украинского языка, украинского книгоиздания, библиотечного дела, киноискусства.
Итак, культура не только постепенно становится главным инструментом объяснения текущих социокультурных трансформаций, но и важной предпосылкой социально-экономического роста общества, мерой социального прогресса или регресса.
Выступление экскурсоводов
Рассказ о памятниках материальной и духовной культуры украинского народа, которые хранятся в школьном музее.
ИV. Итог урока
V. Домашнє задачи
Подготовить сообщения по темам:
• «Система образования в Японии».
• «Система образования в США».
• «Финская модель образования».
• «Болонский процесс в образовании и участие в нем Украины».
• «Швейцарская система образования».