Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел VIII. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

 

Урок 55. Историчность культуры. Преемственность, традиции и новаторство в культуре

 

Цель: сформировать понятие «традиции», «обычаи», «инновации», «новаторство»; раскрыть сущность функций культуры; воспитывать уважение к национальной и мировой культуры, деятелей культуры и искусства, прививать уважительное становления к культурным ценностям украинского и других народов мира.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма проведения: экскурсия в школьный музей «Сокровищница».

Оборудование: музыкальные записи, репродукции картин, изделия мастеров декоративного искусства, памятники бытовой культуры.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Сейчас мы с вами входим в школьного музея «Сокровищница».

1. Как вы считаете, почему музей получил такое название?

2. Что хранится в нашей «Казны»?

 

III. Изучение нового материала

Учитель. Выделяют следующие основные функции культуры:

1) гуманистическая (человеко-творческая, т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);

2) познавательная (гносеологическая), потому что культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

3) информационная - функция трансляции социального опыта, которая обеспечивает связь поколений всех времен;

4) коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

5) ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;

6) нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

Основные закономерности в развитии культуры:

1) преемственность в развитии культуры (временная и пространственная, положительная и отрицательная);

2) зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение;

3) неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах:

а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни, например в экономике;

б) сами виды, элементы культуры развиваются неравномерно. Сегодня в упадке, например, находится украинское киноискусство, библиотеки, клубные учреждения, книгоиздания;

4) особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

Можно выделить несколько тенденций в нынешней культурной ситуации, которая сложилась в Украине:

а) деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру;

б) приватизация и коммерциализация культуры;

в) рост интереса к исторической культурного наследия, в том числе к религии и церкви;

г) усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабление интереса к вопросу в пользу визуальных, зрелищных форм (телевидение, ви - део), значительное снижение посещений театров, кинозалов, музеев, библиотек;

д) рост в быту элементов антикультуры (наркомании, преступности, коррупции, рэкета, проституции, порнографии, патологических наклонностей и т.п.);

е) особое беспокойство вызывает состояние украинского языка, украинского книгоиздания, библиотечного дела, киноискусства.

Итак, культура не только постепенно становится главным инструментом объяснения текущих социокультурных трансформаций, но и важной предпосылкой социально-экономического роста общества, мерой социального прогресса или регресса.

Выступление экскурсоводов

Рассказ о памятниках материальной и духовной культуры украинского народа, которые хранятся в школьном музее.

 

ИV. Итог урока

 

V. Домашнє задачи

Подготовить сообщения по темам:

• «Система образования в Японии».

• «Система образования в США».

• «Финская модель образования».

«Болонский процесс в образовании и участие в нем Украины».

«Швейцарская система образования».