Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

 

Тема 4. Покрытосеменные

 

УРОК 50

Тема. В мире растений

 

Цель. Обобщить знания учащихся о разнообразие Покрытосеменных растений, их экологическое и практическое значение; воспитывать любовь к природе; активизировать познавательную активность учащихся к изучение биологии через использование интерактивной формы обучения.

Оборудование: приложение Ж “Важнейшие культивируемые и дикорастущие Покрытосеменные из классов Однодольные и Двудольные”, рисунки или таблицы споры и семени, низшего и высшего растения, пенька, цветки гороха или фасоли, типов корневых систем, воздушных корней, цветков вітрозапильних и комахозапильних растений, 5 сорняков, распространенных пород деревьев украинских лесов, подснежника, сон-травы, омелы, растений-синоптиков, зверобоя.

Методы и методические приемы: словесные (беседа); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).

Тип урока: расширение и углубление знаний (викторина).

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной

деятельности.

Объяснение правил проведения викторины. Викторина проводится в три тура. Ответ на один вопрос оценивается и балом. Класс делится на 4 команды. До второго и третьего туров допускаются те команды участников, которые набрали больше всего баллов. Из числа учащихся выбирается жюри (2 человека), которое подсчитывает баллы и следит, ученики из какой команды первыми поднимут руку.

Оборудование демонстрируется во время викторины.

3. Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальная беседа:

Первый тур

1. Когда говорят о растительный мир, часто употребляют слово “флора”. Объясните, что означает это слово и откуда взято эту название. (Флора была богиней цветов, весны. Изображалась в виде женщины с цветами в руках. Теперь так называют растительный мир).

2. Чем отличается спора от семена? (Спора - одна клетка, без зародыша; семя - багатоклітинна, содержит зародыш и запас питательных веществ).

3. Какая разница между низшими и высшими растениями? (Низшие растения не имеют дифференциации тела на ткани и органы, а выше - имеют).

4. Цветы каких растений похожи на бабочки? (Фасоли, гороха и других растений семейства Бобовые).

5. О чем может рассказать пенек? (О виде дерева, стороны горизонта, изменения климатических условий, количество прожитых деревом лет).

6. Какое оплодотворение у цветковых растений? Кто его открыл? (Двойное. С.Г. Навашин).

7. Назовите основные типы корневых систем. (Мочковатая и стержневая).

8. По каким признакам растения относят к покрытосеменных? (Цветок, семя “спрятано ”в завязи).

9. Как по строению цветка определить тип оплодотворения? (В вітрозапильних - цветки мелкие, собраны в соцветия, невнятная околоцветник; насекомоопыляемые - имеют ярко окрашенные цветки, аромат и нектар).

10. Какая зерновая растение растет в воде? (Рис).

11. Как называется часть семян, где содержатся запасы питательных веществ? (Эндосперм).

12. Почему покрытосеменные растения есть самой многочисленной группой современного растительного мира? (Имеют лучшие приспособления к жизни и размножения, что выраженные в сложности строения вегетативных органов, наличии цветки, семена и плоды).

13. Какую культуру называют вторым хлебом? (Картофель).

14. Из плодов какого растения изготавливают изюм? (Из винограда).

15. Назовите пять видов сорняков, что растут в посевах культурных растений. (Например, редька дикая, осот полевой, вьюнок полевой, василек, топорики).

16. При разрастании корней которых образуется корнеплод? (Главных).

 

Второй тур

1. Назовите самые распространенные породы деревьев украинских лесов. (Дуб, граб, ель, сосна, клен, липа, береза, осина).

2. Почему комнатные растения размножаются преимущественно вегетативно? (Нет насекомых).

3. Почему дуб, тополь, береза, орешник и много других деревьев и кустов цветут до появления листьев? (Это приспособление к образование большого количества семян. Листья бы мешали пыльцы попадать на рыльца пестика).

4. В тропических лесах растения, корни которых развиваются не в почве, а в воздухе. У каких растений образуются такие корни? (Воздушные корни - тропические лианы, орхидеи, папоротники).

5. У многих кактусов листья видоизменилось на колючки. Объясните, почему. (Приспособление к меньшему испарение влаги).

6. С которой злаковой растения изготавливают удочки? (Из бамбука).

7. Какое растение изображено на гербе города Киева? (Каштан).

8. Какие растения “плачут” перед дождем? (Ива, клен, бальзамин).

9. Как называются препараты, предназначены для защиты сельскохозяйственных растений от вредителей? (Пестициды).

10. Почему подснежник, сон-трава, ветреница, хохлатка, медуница расцветают ранней весной первыми? (Влаголюбивые, светолюбивы, в корневищах и луковицах накопленные питательные вещества, благодаря которым растения растут).

11. Какое растение-полупаразит можно часто увидеть на деревьях? Какой вред она наносит растениям? (Омела всасывает питательные вещества - и дерево засыхает).

 

Третий тур

1. Иногда отдельные деревья осенью зацветают повторно. Почему это происходит? (Наступают благоприятные условия: теплая погода после холодного лета, сильные дожди после засушливого сезона и т.п.).

2. Почему расчистки кустарников, обрезка сухих веток, формирование кроны деревьев рекомендуется осуществлять осенью или зимой? (Прекращаются основные жизненные процессы).

3. Растение излечивает от 99 болезней? (Зверобой).

4. Из семени каких растений и плодов изготавливают манную крупу, перловую, “геркулес”, толокно, пшено? (Манна - с пшеницы, перловая - из ячменя, “геркулес ”, толокно - из овса, пшено - из проса).

5. После дождя картошку окучивают. Для чего нижние части стеблей картофеля засыпают землей - окучивают? (Клубни образуются в темноте. Окучивая картошку, создают этим затмения для нижней части стеблей, что способствует образованию клубней).

6. Назовите растения-синоптики. (Одуванчик, цикорий, березка полевая, кувшинка белая, кислица).

7. Корни и корневища лекарственных растений собирают в конце лета или осенью. Почему? (Накапливаются питательные вещества).

8. Что является легкими планеты? (Тропические леса Амазонки).

9. Какие растения являются символами Украины? (Барвинок, мак, мальва, бархатцы, калина, ива, тополь, вишня, подсолнечник).

10. Как называется процесс образования органических веществ? ( Фотосинтез).

11. Какие растения относятся к Покрытосеменных, занесены в Красную книгу Украины? (Сон-трава, подснежник, вереск обыкновенный, адонис весенний, купальница европейская, барвинок малый, валериана лекарственная, рябчик русский, бледный гиацинт, первоцвет весенний и другие).

 

4. Итоги урока, аргументация оценок.

5. Домашнее задание. Изучить соответствующий параграф в учебнике.