Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

 

Тема 4. Покрытосеменные

 

УРОК 49

Тема. Обобщающий урок по теме “Отдел Покрытосеменные растения”

 

Цель. Обобщить и систематизировать знания учащихся о некоторые семейства покрытосеменных растений.

Основные понятия и термины: все понятия и термины предыдущих уроков по теме “Отдел Покрытосеменные”.

Оборудование: приложение Ж “Важнейшие культивируемые и дикорастущие Покрытосеменные из классов Однодольные и Двудольные”, учебники, рабочие тетради, указатели и карты для определения растений, гербарии 2-3 растений семейства Розовые, Бобовые, Пасленовые, Капустові, Астровые, Злаки, Лілієві.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа контрольно-оценочная), наглядные (демонстрация оборудования); практические (выполнение заданий практикума).

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

2

2.

Сообщение темы, цели и задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

3

3.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

10

4.

Повторение и анализ основных фактов и явлений.

18

5.

Обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

10

6.

Итоги урока, аргументация оценок.

1

7.

Домашнее задачи.

1

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Рассказ. Сегодня на уроке мы узагальнімо все то, что учишь в течение нескольких уроков. Этим самым мы подготовимся к проведению викторины, которая будет в следующий раз, и к тематической аттестации. Хочу вам сообщить, что те ученики, которые лучше всего покажут свои знания, отвечая на вопросы викторины, то есть наберут наибольшее количество баллов, могут быть освобождены от тематической аттестации, потому что получат оценку за тему результатами викторины.

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Контрольно-оценочная беседа: 1. Которые классы и семейства входят в отдела Покрытосеменные? 2. Дайте общую характеристика классов Двудольные и Однодольные по плану: а) общие признаки растений; б) семьи, входящие в этого класса. 3. Каковы характерные признаки каждой семьи? 4. Назовите представителей семей, которые изучались на уроках. 5. В чем значение этих растений?

4. Повторение и анализ основных фактов га явлений.

Выполнение заданий практикума. Используя информацию о существенные и несущественные признаки растений семейств, что изучались, предложите схему, по которой можно определить, к какой семье принадлежит растение. Работу выполняйте по такому плану:

1. Выпишите отдельно общие признаки каждой семьи растений, которые изучались (семейства Розовые, Бобовые, Пасленовые, Капустові, Астровые, Злаки, Лілієві).

2. Внимательно проанализируйте признаки растений каждой семьи, выберите и подчеркните существенные признаки, по которым можно точно установить принадлежность растения к определенной систематической категории.

3. Запишите признаки в определенной последовательности: от общих до конкретных и составьте классификацию.

Карточка

1. Общие признаки семей:

1) Розовые: стержневая корневая система, прямое травянистый или деревянистый стебель, строение цветка: Ч5П5ТМ 1(), сочный плод;

2) Бобовые: стержневая корневая система, прямостоячий стебель, сложные листья, цветок, похожая на лодочку: Ч5П5Т9+1М1, плод - боб;

3) Пасленовые: стержневая корневая система, прямостоячий стебель, цветок: Ч(5)П(5)Т5М1, плод - ягода;

4) Капустові: стержневая корневая система, травы, цветок: Ч4П4Т6М1, плод - стручок или стручечок;

5) Астровые: стержневая корневая система, травы, соцветия - корзинка, цветок: Ч-П5Т5М1, плод - семянка;

6) Злаковые: мочковатая корневая система, преимущественно травы, стебель - соломина, листья - линейные, цветок: Ч-П-ТЗМ1, плод - зерновка;

7) Лілієві: мочковатая корневая система, многолетние травы с луковичками или корневищами, листья - ланцетовидные или линейные, цветок: Ч-П6Т6М1, плод - коробочка или ягода.

2. Подчеркиваем существенные признаки.

3. Составляем схему (дополнить схему):

 

 

Такие задания позволяют учащимся четко понимать признаки, положенные в основу классификации, что эти признаки - существенные; также учащиеся учатся определять растения своей местности, устанавливать их систематическую принадлежность.

 

5. Обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

1. Опираясь на знания о особенности внешнего строения данных растений, их значение для жизнедеятельности человека, сгруппируйте представленные растения по направлениям: а) сельскохозяйственные, декоративные, лечебные; б) культурные и дикорастущие; в) к которой семьи принадлежат.

Шиповник, горох, помидор, капуста, лук, ландыш, пшеница, яблоня, робиния, баклажан, горчица, лилия, фасоль, пырей, овес, перец, редис.

2. В каждой группе растений выбрать одну, которая не является характерной для этой группы, и объяснить свой выбор:

1) груша, вишня, клен, клевер, тополь;

2) перец, помидор, дурман, баклажан, картофель;

3) редька, земляника, капуста, хрен, горчица;

4) подсолнечник, тысячелистник, астры, галинсога, щетинник.

Так, в первой группе это клевер, потому она одна травянистое, другие растения - деревья. Во второй группе - все растения съедобные, кроме дурмана. В третьей группе лишнее слово - земляники, потому что это растение семейства Розовые, а другие представители семейства Капустові. И в четвертой группе лишний щетинник, ибо он является злаком, а другие - Астровые.

 

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Проработать соответствующий параграф в учебнике.