ПТИЦЫ
УРОК № 46
Тема.
Нервная система и поведение птиц.
Цель:
ознакомить учащихся с особенностями нервной системы и поведения птиц.
Оборудование
и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы,
позволяют иллюстрировать нервную систему и поведение птиц.
Базовые
понятия и термины: птицы, нервная система, поведение,
Тип
урока: комбинированный.
Ход урока
И. Организационный
этап
II.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Обсуждение
вопрос
Или
могут птицы демонстрировать сложное поведение?
III.
Изучение нового материала
Рассказ
учителя с элементами беседы
1. Нервная система птиц
Центральная
нервная система птиц состоит из головного и спинного мозга, которые, в свою
очередь, образованы множеством нервных клеток (нейронов). Наиболее заметная часть
головного мозга птиц - большие полушария, которые представляют собой центр высшей
нервной деятельности. Поверхность их гладкая, без борозд и извилин, характерных для
млекопитающих, площадь их относительно небольшая, что хорошо коррелирует со сравнительно низким
уровнем «интеллекта» пернатых. Внутри больших полушарий размещены центры
координации инстинктивных форм активности, в том числе кормления и пения.
Мозжечок,
что у птиц является особенно интересным, находится непосредственно за большими полушариями
и покрыт бороздами и извилинами. Его сложное строение и большие размеры
отвечают непростым заданием, связанным с сохранением равновесия в воздухе
и координацией множества необходимых для осуществления полета движений.
В
птиц хорошо развиты многие органы чувств.
Чтобы
достаточно хорошо видеть во время быстрого полета, птицы имеют лучший, чем все остальные
животные, зрение. Хорошо развит у них также слух, но обоняние и вкус у большинства
видов слабые.
Глаза птиц
обладают рядом структурно-функциональных особенностей, коррелирующих с их
образом жизни. Особенно заметны их большие размеры, которые обеспечивают широкое
поле зрения. В некоторых хищных птиц они гораздо крупнее, чем у человека, а в
африканского страуса - крупнее, чем у слона.
Аккомодация
глаз, то есть приспособления их к четкому видению предметов при изменении расстояния
до них, у птиц происходит с поразительной скоростью. Ястреб, преследующий
добычу, непрерывно держит ее в фокусе до самого момента поимки. Птица,
летит через лес, должен четко видеть гілкй окружающих деревьев, чтобы не
столкнуться с ними.
В
птичьем глазу присутствуют две уникальные структуры. Одна из них - это расческа,
складка ткани, что удается во внутреннюю камеру глаза со стороны зрительного нерва.
Возможно, эта структура помогает улавливать движения, отбрасывая тень на сетчатку,
когда птица шевелит головой. Другая особенность - это костная склеральне кольцо,
то есть слой мелких пластинчатых косточек в стенке глаза. У некоторых видов, особенно
у дневных хищников и сов, склеральне кольцо так сильно развито, что придает глазу
форму трубки. Это отодвигает хрусталик от сетчатки, и в результате птица способен
различать добычу на большом расстоянии.
В
большинства птиц глаза плотно закреплены в глазницах и не могут в них двигаться.
Однако этот недостаток компенсирован необычайной подвижностью шеи, что позволяет
поворачивать голову почти в любом направлении. Вдобавок у птицы очень широкое
общее поле зрения, поскольку глаза расположены по бокам головы. Этот тип зрения, при
котором любой объект в каждый момент времени видим только одним глазом,
называется монокулярним. Общее поле монокулярного зрения - до 340°.
Бинокулярное зрение, при котором оба глаза обращены вперед, свойственно только совам.
Его общее поле у них ограничено примерно 70°. Между монокулярністю и
бінокулярністю существуют переходы. У вальдшнепа глаза так далеко сдвинуты назад, что
воспринимают заднюю половину поля зрения не хуже, чем переднюю. Это позволяет ему
следить за тем, что делается над головой, зондируя почву клювом в поисках
земляных червей.
Слух. Как и в
млекопитающих, орган слуха птиц включает три части: наружное, среднее и внутреннее
ухо. Однако ушной раковины нет. «Ушки» или «рожки» некоторых сов - это просто
пучки удлиненных перьев, что не имеет никакого отношения к слуху.
В
большинства птиц наружное ухо представляет собой короткий проход. У некоторых видов,
например грифов, голова голая, и его отверстие хорошо заметно. Однако, как правило,
оно прикрыто особым пером, которое прикрывает уши. У сов, которые во время
охота ночью ориентируются в основном на слух, ушные отверстия очень большие, а
перья, что их прикрывает, образует широкий лицевой диск.
Хотя
птицы слышат звуки в достаточно широком частотном диапазоне, они особенно чувствительны
в акустических сигналов особей своего вида. Как показали эксперименты, различные виды
воспринимают частоты от 40 Гц (волнистый попугайчик) до 29 000 Гц (зяблик), однако
обычно верхняя граница слышимости не превышает в пернатых 20 000 Гц.
Несколько
видов птиц, гнездящихся в темных пещерах, избегают там ударов о препятствия
благодаря эхолокации. Эта способность, известная также у рукокрылых, наблюдается,
например, в гуахаро из Тринидада и севере Южной Америки. Летая в
абсолютной темноте, он выпускает «очереди» высоких звуков и, воспринимая их
отражения от стен пещеры, легко в ней ориентируется.
Обоняние и
вкус. Обоняние у птиц развито очень слабо. Это коррелирует с малыми
размерами обонятельных долей их мозга и короткими носовыми полостями,
расположенными между ноздрями и полостью рта. Исключение составляет
новозеландская птица киви, у которого ноздри находятся на конце длинного клюва и
носовые полости в результате вытянутые. Эти особенности позволяют ему,
засунув клюв в почву, вынюхивать земляных червей и другой подземный корм.
Считается также, что стервятники находят падаль за помощью не только зрения,
но и обоняния.
Вкус
развит слабо, потому что ткани ротовой полости и покровы языка в
основном роговые и места для вкусовых сосочков на них мало. Однако колибри явно
предпочитают нектара и другим сладким жидкостям, а большинство видов отвергает
очень кислый или горький корм. Но эти животные глотают пищу не разжевывая, т.е.
редко держат ее во рту достаточно долго, чтобы тонко различать вкус.
2. Поведение птиц
Поведение
птицы охватывает все его действия, от заглатывания корма к реакции на факторы
окружающей среды, включая других животных, в том числе особей своего
вида. Большинство поведенческих актов у птиц врожденные, или инстинктивные, т.е.
для их осуществления не требуется предварительный опыт (обучение). Например,
некоторые виды всегда чешут голову, занося ногу над приспущенным крылом, а другие -
просто вытягивая ее вперед. Такие инстинктивные действия столь же характерны для
вида, как форма тела и окраска.
Много
форм поведения у птиц - приобретенные, то есть основанные на обучении - жизненном
опыте. Иногда то, что кажется чистым инстинктом, требует определенной практики для
своего нормального проявления и приспособления к обстоятельствам. Таким образом, поведение
все время представляет собой комбинацию инстинктивных компонентов и обучения.
Поведенческие
акты, как правило, индуцируются факторами внешней среды, которые называются
ключевыми стимулами, или релізерами. Ими могут быть форма, узор, движение,
звук и т. д. Почти все птицы реагируют на так называемые сигнальные стимулы, или
демонстрации, - зрительные или слуховые, которым особи одного вида передают друг
другу информацию или вызывают непосредственные соответствующие действия. Примером может
служить красное пятно снизу клюва взрослых серебристых чаек, что вызывает у
их птенца реакцию выпрашивание корма.
Особого
рода поведение возникает в конфликтной ситуации. Иногда она представляет собой т. наз.
смещенную активность. Например, серебристая чайка, зігнана из своего гнезда
чужаком, не бросается в контратаку, а вместо этого чистит перья, и без
того находится в отличном состоянии. В других случаях она может проявлять
переадресовану активность, скажем, в территориальном споре давать выход
своей враждебности, выдергивая травинки, вместо того чтобы вступать в драку.
Обучение
птиц происходит и путем проб и ошибок, оно носит селективный характер
(применяет принцип отбора) и основана на подкреплении. Впервые покинув
гнездо, молодой птица в поисках корма клюет камешки, листья и другие мелкие
объекты, которые выделяются на окружающем фоне. В конце концов, методом проб и ошибок,
он учится отличать стимулы, что означают вознаграждение (корм), от тех,
реакция на которые не дает такого подкрепления.
Зачеканки
(импринтинг). В течение короткого раннего периода жизни птицы способны к
особой формы обучения, которая называется закарбуванням, или импринтингом.
Например, гусенок, которое только вылупилось и увидело человека ранее собственной
матери, будет ходить за ней следом, не обращая внимания на гуся.
Умение
решать простые задачи, не прибегая к проб и ошибок, называется
«улавливанием отношений», или інсайтом. Например, дятловий древесный зяблик с
Галапагосских островов «на глаз» подбирает иглу от кактуса, чтобы извлечь ней
насекомое из полости в древесине. Некоторые птицы, в частности большая синица, сразу же
начинают подтягивать к себе за нитку подвешенный на ней корм.
Очень
много действий птиц принадлежат к социальной поведения, то есть взаимоотношений двух или
более особей. Даже за одиночного образа жизни они контактируют со своими
половыми партнерами во время сезона размножения или с другими особями своего
вида, занимающих соседние территории.
Птицы
пользуются сложными системами коммуникации, которые включают прежде всего зрительные и
звуковые сигналы или демонстрации. Некоторые из них используются, чтобы запугать
другую особь в ходе конфликта с ней. Птица, принял угрожающую позу, часто
разворачивается навстречу противнику, вытягивает шею, раскрывает клюв и
прижимает оперение. Другие демонстрации используются для умиротворения
оппонента. При этом птица часто втягивает голову и распушает перья, будто
подчеркивая свою пассивность и безопасность для окружающих. Демонстрации хорошо
заметны в репродуктивном поведении птиц.
Все
птицы защитной поведением реагируют на связанные с опасностью звуковые
и зрительные стимулы. Вид ястреба, летящего побуждает мелких пернатых
направляться к ближайшему укрытию. Оказавшись там, они конечно
«замирают», прижав оперение, подогнув ноги и следя одним глазом за
хищником. Птицы с криптичним (маскировочным, или защитным) окраской просто
приседают на месте, инстинктивно стремясь слиться с фоном.
Почти в
всех птиц поведенческий репертуар включает тревожные и предупреждающие крики.
Хотя сначала эти сигналы, очевидно, не предназначались для устрашения других
особей своего вида, однако они побуждают членов стаи, брачных партнеров или
птенцов замирать, приседать или пускаться наутек. При столкновении с хищником
или другим опасным животным птицы иногда используют угрожающие действия, очень
похожие на внутривидовые демонстрации угрозы, но более яркие по своему
проявлением. На сидящего в поле зрения хищника, например ястреба или сову, группа
мелких птиц реагирует т. н. криками, похожими на лай собак. Оно
позволяет предупредить о потенциальной опасности всех птиц на ближайшей
территории, а во время сезона размножения - отвлечь внимание врага от птенцов,
что затаились.
Даже
вне сезона размножения большинство видов птиц тяготеет к объединению в стаи,
конечно, одного вида. Но, несмотря на скопление в местах ночлега, члены
стаи сохраняют между собой определенную дистанцию. Например, горные ласточки
рассаживаются на проводах с промежутками между особями примерно в 10 см. Особь,
что пытается сократить эту дистанцию, немедленно сталкивается с угрожающей
демонстрацией соседа. Многочисленные звуковые сигналы, выдаваемые всеми членами
стаи, помогают ей удерживаться от невнимательности.
Внутри
стаи наблюдается т. н. социальное облегчение: если одна особь начинает
чиститься, то есть, купаться и т. д., те, что находятся рядом, вскоре
начинают делать то же самое. Кроме того, в стае часто существует социальная иерархия:
каждая особь имеет свой ранг, или «общественное положение», обусловлено статью,
размером, силой, окраской, здоровьем и другими факторами.
IV.Узагальнення,
систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Работа
с учебником
Школьники
работают с рисунками на с. 199, 200, знакомясь с органами чувств и
особенностями поведения птиц. Затем они читают текст про эти системы на с.
198-200.
Проверить
свои знания учащиеся могут, ответив на вопрос 1 на с. 202.
Работа
с тетрадью
Выполнить
задания в тетради [3, с. 68-69].
V.Самостійна работа учащихся
Ученики
знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 202, при
необходимости записывают выводы в тетрадь.
VIИтоги урока
Школьники
самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых
они приобрели в процессе этого урока.
VII.Домашнє задачи
В
учебнике [1] прочитать § 45, ответить на вопросы 2 после параграфа на стр.
202.
В
тетради [3, с. 68-69] выполнить задание.