Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

НАБЛЮДЕНИЕ - общ. наук, метод эмпирического исследования. В социологии применяется преимущественно для сбора и простейшего узаг. первичной информации. Единицами информации здесь является зафиксированы акты вербальной или невербальной (реальной) поведения. В отличие от естественных наук, где наблюдение считается первым и несложным методом, в социологии наук, наблюдение является одним из самых сложных и трудоемких методов исследования. Сложность его обусловлена спецификой отношения субъекта и объекта наблюдения, в котором и субъектом, и объектом выступает человек. Это отношение является фактически субъект-субъектному социальным отношением, что предопределяет неизбежность их взаимовлияния в процессе наблюдения, а значит - возможность субъективной "деформации" информации, фиксации артефактов. Основой этого явления является присущее каждому человеку оценочное отношение к действительности, поэтому невозможность "чистого" не аналит. видение. Именно поэтому применение этого метода всегда связано с разработкой сложных технических приемов, обеспечивающих надежность данных наблюдения.

Надежность и валидность наблюдения обеспечивается прежде всего адекватностью его условий определенному типу взаимодействия субъекта и объекта, уровнем достигнутой формализации процедуры, репрезентативностью информации. Для любого соціол. наблюдения в зависимости от того, знают ли наблюдаемые об этом или нет, характерны такие типы взаимодействия субъекта и объекта:

1. Включено (при участии) С., когда наблюдаемые знают о присутствии исследователя (наблюдателя) в группе. Субъект в силу самого факта включения испытывает воздействие объекта, в определенной степени сам становится объектом. Объект реагирует на присутствие субъекта. В этом случае нужно сделать сложную коррекцию данных наблюдения, которые получают деформацию через "збурюючий" их взаимное влияние субъекта и объекта.

2. Включено С., когда наблюдаемые не знают об этом. Субъект также испытывает воздействие объекта, однако объект не реагирует на присутствие субъекта. Надежность информации в данном случае повышается, однако возникают проблемы регистрации и полноты информации. Немаловажное значение имеет этическая сторона такого наблюдения.

3. Невключенное С., когда наблюдаемые знают о нем. Объект существенно не влияет на субъекта, но сам реагирует на его присутствие. Эта реакция (изменение поведения) является основной причиной деформации первичных данных и должна быть учтена субъектом исследования.

4. Невключенное С., когда наблюдаемые не знают о нем. Во взаимодействиях субъекта и объекта фактически не возникает "збурюючого" влияния. Однако увеличивается возможность деформации и потери информации за счет более ограниченного при этом поля наблюдения. В данном случае, как и в предыдущем (3), возникает большая вероятность организационно-техн. ошибок.

В рассмотренных типах взаимодействия субъекта и объекта С. проблема устранения "возмущающих" факторов решается как проблема учета конкретных условий, наук, организации ти проведения исследования, а также достаточного контроля дынных на обоснованность, стабильность и точность. Для обеспечения этого объект С. должен прежде всего быть четко определенным в конкретной эмпирической ситуации. В зависимости от того, она является естественной или создана искусственно, выбирают и тип взаимодействий субъекта и объекта. Далее эмпирическая ситуация должна быть кодифицирована в понятиях программы исследования. В соответствии с ним разрабатываются рубрики индикаторов С. Единая система индикации эмпирических ситуаций дает возможность унифицировать получаемые в исследовании данные, произвести их сопоставление и количественную обработку и анализ. В конце концов, соціол. С., несмотря на распространенный скептицизм относительно их надежности, при качественной подготовке наблюдателей ты инструментария, позволяют получать данные, коэффициент корреляции которых достигает 0,75 - 0,95.

Основным преимуществом Е. является то, что этот метод дает возможность непосредственно изучать взаимодействия, связи и отношения между людьми и делать обоснованные эмпирические узаг.

Вместе с тем на основе таких узаг. труднее установить закономерности явлений, выявлять их факторы, различать случайность и необходимость в социальных процессах. Поэтому соціол. Е. должна применяться в сочетании с другими методами исследования, обеспечивать возможность комплексного рассмотрения объекта.