Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ - мера равенства и неравенства, норм и действий, благ и заслуг, деяния и воздаяния, требований и выполнения в отношениях между людьми и социальными группами, оцениваемая с позиции определенного сусп. идеала (добра, правды, гармонии, порядка и т.п.). Сущность С. с. заключается в установлении співрозширності между намерениями, возможностями и результатами действий людей, сопоставлении действий и результатов одних с действиями и результатами других, что возможно на основе существующей в данном обществе иерархии ценностей.

Генетическими истоками С. с. есть не что иное, как извечное стремление человека к зрівняльності (распределительная С. с. исповедует принцип "всем поровну") и равновесия (уравнительная С. с.), за которой противопоставляются противоположные явления: деянию - возмездие, преступления - кара, правам - обязанности, заслугам - почести, рай - ад и т.д.

С. с. имеет конкретно-истор. характер и может быть ориентирована на общ. человеческие классовые, групповые, кастовые и др. ценности. Итак, ценности определяют и характер, и содержание С. с, но и сама она является ценностью, что обслуживает интересы определенных групп людей и даже выполняет ідеол. функции.

С. с, возможна лишь в соотношении и сравнении с социальной несправедливостью. Как отмечал А. Смит, для того чтобы научить людей справедливости, надо показать им результаты несправедливости. Поэтому проблемы С. с. особенно актуализируются на крутых переломах истории, когда идет глобальная переоценка всех ценностей, а несправедливость становится особенно ощутимой. В такие времена именно С. с. определяет содержание как текущих, так и перспективных задач и выступает как основа обновления общества. Для понимания сущности С. с., механизма ее осуществления и функционирования важное значение имеет исследование отношений обмена, распределения материальных благ и духовных ценностей. Здесь определяющим является эквивалентность или же нееквівалентність взноса (достижения) и вознаграждения, адекватность или неадекватность оценок, характеризующих справедливость или несправедливость.

С. с. имеет различные измерения. Ее содержание и сущность раскрывается на чувственном и рациональном уровнях - через чувства, понятия, принципы, ценности, сусп. идеалы.

Нарушения или, наоборот, практ. утверждение принципов С. с. формирует у людей чувство С. с., которое дает возможность адекватно ориентироваться лишь в несложных, привычных жизненных ситуациях, когда человек не обдумывает своих действий, не анализирует мотивов собственного поведения, а лишь придерживается определенных стереотипов. На это обращал внимание И Кант: "Человек естественной простоты очень рано обретает чувство справедливости, но очень поздно или вообще никогда не обретает понятия справедливости".

На эмоционально-чувственных началах формируется понятийная мера осознания С. с. Понятие С. с. характеризует в рациональной форме наиболее существенные ее стороны и черты. На этом уровне постигается сущность поступков и мотивов поведения. Охватываются понятиями существенные характеристики С. с.: соответствие - несоответствие, пропорция, эквивалентность, мера и т.д.

С. с. является ценностью социальной жизни и поэтому суждения о ней имеют оценочный характер. В этом контексте С. с. выступает как аксеол. проблема, а сама оценка - как одобрение или отрицание индивидуальной или же сусп. сознанием определенных сторон и явлений сусп. деятельности. Разумеется, такая оценка устанавливает соответствие или несоответствие поступка, мотива поведения определенным сусп. необходимым моральным или правовым требованиям, Как оценочная категория С. с. выполняет роль меры-оценки создаваемого и созданного человеком в процессе деятельности, меры социальной требовательности к индивиду со стороны общества, класса, социальной группы, иного индивида. В этом контексте С. С. можно рассматривать как оценку и меру цели, оценку и меру средств, оценку и меру результатов человеческой деятельности.

С. с. правомерно толковать как один из основных сусп. идеалов, что функционирует в массовом сознании как эталон, с которым люди сверяют свои поступки, мысли, желания и даже жизни. Этот идеал представляет собой стихийно сложившуюся или наук, обоснованное требование, надежду, мечту, представления о правильном социальный порядок в обществе, во взаимоотношениях между людьми, в отношениях между человеком и государством, нациями и народностями. Кроме того, С. с. может выполнять роль эсхатологического идеала.

Принципы С. с. является основой построения различных ее теорий: егалітарна теория - основана на принципе зрівняльності ("всем поровну"); меритократическая - на принципе взвешивания заслуг (взносов, достижений) (каждому - по заслугам); соціаліст. на принципе учета результатов труда ("от каждого по его способностям, каждому - по его труду); коммунист. - на принципе распределения по потребностям ("от каждого по способностям, каждому - по потребности").

Идея С. с. активно разрабатывается современной зарубежной социальной философией и социологией, особенно ее представителями либерального и консервативного направлений. В понимании сущности С. с. и ее роли в обществе они стоят на противоположных позициях. В частности, егалітаристи, представители либерального течения (Дж. Роулз и др.) считают, что общественный порядок является справедливым и законным лишь тогда, когда в обществе устранено неравенство между людьми, которые находятся на разных ступенях социальной лестницы. По их мнению, основой С. с. является идеал равного распределения в обществе ценностей, благ, власти, престижа, социальных услуг, а система неравенства справедлива лишь в том случае, если она выгодна для всех, прежде всего для наиболее незащищенных слоев общества.

Представители консерватизма утверждают, что справедливость - это неравенство. Она основывается на способностях и возможностях каждого человека. Мол, только рынок (а не вмешательство государства в экон. сферу) отдает каждому то, что ему должно принадлежать. Вмешательство же государства нарушает этот порядок, значит и систему прав человека. Эти идеи особенно близки по духу представителям меритократической концепции справедливости (Митчелл Янг, Д. Белл), которые считают, что власть, богатство, престиж, статусы распределяются в зависимости от степени заслуг, то есть благодаря собственным стараниям и способностям человека. А сами "заслуги" они рассматривают в зависимости от интеллекта и собственных реальных достижений индивида. Отсюда формула меритократической справедливости на самом деле такая: не "каждому по заслугам", а каждому по его интеллектом согласно коэффициента интеллектуальности. Поэтому меритократи выступают против непотизма, протекционизма, практики создания креатур.

Утверждение принципов С. с. может служить сегодня действительным средством формирования новых сусп. отношений, переоценки ценностей, воспитания нац. сознания, построения демокр. правового государства. Определенную роль в этом могут играть соціол. исследования, направленные на изучение социальной политики, рыночных демокр. реформ, решения нац. вопроса, гуманизации властных структур, утверждения С. с. во всех сферах жизни государства.